Часть нашего общества любит ностальгировать по советскому прошлому. Причем часто особо выделяют образование и кинематограф. В пользу первого вспоминают «других» педагогов, замечательные учебники, дисциплину, пионерское движение, внеклассную жизнь. Про кино ностальгируют о глубине сюжета и мысли, проработанности персонажей, художественных приемах. На другую чашу весов кладут ЕГЭ и какой-нибудь типичный российский фильм: результат очевиден.
А какие фильмы в СССР воспевали педагога, образование и школу? Есть несколько не самых популярных лент, просмотр которых точно заставит поразмышлять.
«Доживем до понедельника»
Фильм описывает всего три дня из жизни советской школы. Типичный класс: за партами неформальный лидер, первая красавица, белая ворона и дуралей, который всех веселит. У доски — интеллигент и умница, учитель истории Мельников. Его образ достоин отдельной книги: Вячеслав Тихонов сыграл филигранно, особенно в сценах, когда он молча смотрит на своих учеников. Узнает в Гене Шестопале себя, видит своего вечного оппонента, циничного лидера Батищева, а в конце оглядывает весь класс, понимая, что ждет каждого.
Кроме актерской игры, фильм примечателен и незаурядным содержанием. Возмущенная поступком одного из учеников, который сжег сочинения всего класса, учительница литературы считает личным оскорблением оставленное на месте преступления стихотворение… «дураки остались в дураках, сломанная клетка — горстка пепла, а журавлик снова в облаках». В ответ Мельников парирует, что у учителей есть еще время доказать, что они лучше, чем о них думают. Доказывать свою состоятельность ученикам каждый день и каждый час. В противном случае — выбрать другое ремесло, где ошибка обходится дешевле.
«Уроки французского»
Экранизация рассказа писателя Валентина Распутина показывает послевоенные голодные годы.
Конечно, жизнь одиннадцатилетнего Володи, отправленного матерью в райцентр для учебы, непроста — уроки даются с трудом, пропитания не хватает. Таковы были реалии того времени.
Смышленый парень осваивает дворовую игру на деньги «чика». Бросаешь монетку с расстояния, пытаясь сбить стопку других монет, перевернул решкой — забирай. Выигрыш тратит на молоко для себя. Когда проигрывает — дерется за правду, при подавляющем превосходстве противника. Не боится.
Помощь парню приходит из самого необычного места. Чтобы поддержать голодающего ученика, учительница французского, отчаявшись накормить гордого Володю, идет на хитрость. «Сыграем на деньги?» — спрашивает она. Поддается и проигрывает своему ученику монетки, а случайно заметивший эту сцену директор школы без колебаний увольняет учителя за непедагогичный поступок. Неприемлемо играть со своим учеником в азартные игры. Но и чужих детей не бывает — а сильный всегда помогает слабому, какие бы преграды и риски ни были.
«Розыгрыш»
А этот советский фильм начинается замечательной декорацией: класс уверяет своего педагога, что та накануне не предупреждала о контрольной. Расхожая история. Вскрыв обман, Мария Васильевна выставляет всем заговорщикам колы: «контрольная состоялась, только задачи в ней были не тригонометрические, а нравственные, и решили вы их неверно». Казалось бы, какая цель двигала ребятами, чтобы отсрочить контрольную, используя при этом обман? Вопросы постановки целей в жизни и средств по их достижению красной нитью идут через всю ленту.
В классе два неформальных лидера, один физик, другой лирик: Игорь Грушко и Олег Комаровский. Первый сколачивает вокруг себя музыкальный коллектив, вкрадчиво объясняя партнерам, что «на гитаре многие играть умеют, но настоящих гуру по пальцам пересчитать». Ну а Олег Комаровский — расчетливый циник, победитель олимпиад по математике, на голову опережающий своих сверстников в учебе, четко следует к своей цели. При этом никакая подлость не остановит его перед этой целью: «стоящее дело требует от человека поступиться чем-то. Иногда даже достоинством». Из таких ребят вырастают честолюбивые и часто успешные люди — они любят поговорки, что «победителей не судят» и «деньги не пахнут».
Фильм как иллюстрация необходимости преподавать в школе не только математику, но и нравственность. Ведь если каждый педагог будет стараться воспитывать своих учеников сильными личностями, то они действительно не спасуют перед жизненными трудностями.
«Чучело» и «Два капитана»
Темы образования и образ учителя затрагиваются и в других советских произведениях. Например, хрестоматийным примером школьного буллинга принято считать фильм «Чучело». Дети невероятно жестоки и копируют все оттенки поведения родителей, наносят сверстникам непоправимые психологические травмы. Учителям же следует быстро распознавать случаи неоправданного жестокого поведения. Это подтверждает финал произведения, когда учительница с ужасом в глазах и прикрывая ладонью рот, слушает, как дети обсуждают, что зря травили Бессольцеву. Не уследила и не усмотрела. Педагогическая ошибка.
В другом советском фильме «Два капитана», снятом по сюжету романа Вениамина Каверина, учитель географии Кораблев, наоборот, вовремя замечает трудную жизненную ситуацию у своего ученика Сани Григорьева, и в условиях травли подсвечивает ему путь.
Вместо эпилога
Все наши фильмы объединены риторическим вопросом «что такое хорошо и что такое плохо?». Граница между этими понятиями бывает размыта: в одних обстоятельствах поступок может быть плохим, в других — хорошим. Играть в «чику» с учеником — плохо. Поддержать его — хорошо. Сжечь сочинения — плохо. Сделать это для всех одноклассников, похоронив «счастье» после идеологически выдержанной, но оскорбительной отповеди учительницы «белой вороне» — это форма протеста против несправедливости, что при определенных обстоятельствах хорошо. Хотя бы потому, что учительница может понять свою ошибку, не допустить ее впредь. Что касается «упертой» математички, которая мешает способному школьнику без связей попасть в институт, то это плохо. Однако то, что учительница остановила молодого человека, который способен идти к своей цели по головам людей, — хорошо. Такой вундеркинд и дальше может шествовать к своей цели по головам.
Педагог должен не только учить конкретным датам истории, формулам и правописанию, готовить к ЕГЭ. Он преподает уроки жизни, дает возможность школьнику понять границы, обозначить берега, артикулировать смыслы, сделать вывод, сформировать мнение, отличить подлое от высокого. В советское время такого было много — некоторые фильмы были практически как визуальные пособия по воспитанию. Было бы здорово видеть это и в современном мире.