Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Теплый, ламповый некролог бумажной прессе. Павел Матяж о фильме «Французский вестник»

19 ноября 2021, 11:32
Теплый, ламповый некролог бумажной прессе. Павел Матяж о фильме «Французский вестник»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Американский режиссер Уэс Андерсон создал очередную ностальгическую, эскапистскую комедию. На этот раз поводом и предметом для сладкой грусти стали безвременно ушедшие печатные издания.

«Афиша» и «Большой город», «Эсквайр» и «GQ», «Playboy» и «Hustler», а также «Форбс», «Сноб», «Эксперт», «Voque», «Bazaar», «Cosmopolitan» и еще несколько крупных журналов появились в России в конце девяностых. К середине нулевых они достигли такого влияния и экономической мощи, что, казалось, пришли навсегда. Но кризисы 2009-го, 2014-го и повсеместное распространение широкополосного интернета уничтожили российские печатные СМИ меньше чем за десять лет.

В начале десятых не проходило и месяца, чтобы какое-нибудь издание не объявляло о закрытии, банкротстве или переходе в онлайн. Социальные сети заполонили некрологи, в которых редакторы и журналисты, лидеры мнений и простые читатели провожали в последний путь любимые журналы и с ужасом размышляли о том, что же они будут читать и писать завтра.

Фото: kinopoisk.ru

В 2009-м Андерсон снимал «Бесподобный мистер Фокс», в 2014-м – «Отель Гранд Будапешт», и смерть российской бумажной прессы, вероятно, прошла для него незаметно. Однако с американскими СМИ в нулевые и десятые происходило нечто подобное, пусть не так скоропостижно и драматично. Так что выход фильма про любимые журналы мистера Андерсона был лишь вопросом времени.

Фото: kinopoisk.ru

«Французский вестник» – это плач по печатным изданиям (в первую очередь «Нью-Йоркеру», культовому литературно-публицистическому еженедельнику, авторами которого в разные годы были Трумен Капоте, Харуки Мураками, Владимир Набоков, Джером Дэвид Сэлинджер, Ирвин Шоу, Джон Апдайк, Стивен Кинг, Иосиф Бродский и Сергей Довлатов). «Королевство полной луны» оплакивало движение скаутов, «Гранд Будапешт» – гостиничный бизнес, а все фильмы Уэса Андерсона вместе льют слезы по чему-то такому эстетскому, изысканному и утонченному, что этого, скорее всего, не было вовсе. В том смысле, что скаутов и сегодня полным-полно, гостиницы открыты, хоть и с соблюдением коронавирусных ограничений, а «Нью-Йоркер» прекрасно себя чувствует и в 2018-м году коллектив его авторов даже создал свой профсоюз.

Фото: kinopoisk.ru

В параллельной вселенной Уэса Андерсона также особенно ценятся авторы. Именно их холит и лелеет главный редактор журнала «Французский вестник», которого сыграл Билл Мюррей. Оба они, Мюррей и Андерсон, стараются запечатлеть и увековечить своих авторов/актеров, если не получается в бронзе, то хотя бы на бумаге и пленке. Чтобы делать это с максимальным комфортом, фильм поделили на главы.

Фото: kinopoisk.ru

Каждая представляет журнальный материал с идеально симметричными кадрами умопомрачительной красоты, которые заполнены таким количеством теплых ламповых деталей, что их можно рассматривать вечно, и рисованной графикой такой невероятной мощи, что она никогда не выйдет из моды. В самом начале нам показывают сетку номера, такого объемного, что хватило бы на неделю экранного времени. Но Андерсон краток – в прокатную версию «Вестника» продолжительностью 107 минут вошло три репортажа, пролог и эпилог.

Фото: kinopoisk.ru

«Экскурсия Сазерака по Аннуи-на-Блазе». Велосипедная экскурсия по несуществующему французскому городку от Оуэна Уилсона, который описал все злачнейшие и депрессивнейшие районы, пересчитал всех шлюх, сутенеров и жиголо в кварталах красных фонарей, бомжей на помойках, кошек на крышах, крыс в подземке, угрей в каналах и снежинки на главной площади.

Фото: kinopoisk.ru

«Железобетонный шедевр». Статья об искусстве от Тильды Суинтон в образе импозантной арт-репортерши в невообразимых нарядах и прическах. В красках она описала путь художника-абстракциониста и безумного маньяка Мозеса Розенталера (Бенисио Дель Торо), который отрезал бензопилой головы двум барменам и был заключен в психиатрическую лечебницу на 50 лет, чтобы встретить там свою музу и любовь в лице абсолютно голой надзирательницы Леи Сейду и первого фаната и будущего импресарио, которого сыграл Эдриан Броуди.

Фото: kinopoisk.ru

«Поправки в Манифест». Летопись студенческих протестов, вызванных запретом посещать женское общежитие, написала Фрэнсис МакДорманд. Через постель вождя революции Дзеффирелли, роль которого получил Тимоти Шаламе.

Фото: kinopoisk.ru

«Приватная столовая комиссара полиции». Кулинарная колонка Джеффри Райта неожиданно превратилась в остросюжетный боевик с участием комиссара полиции (Матьё Амальрик), его верного повара – лейтенанта Нескафье (Стив Пак), казначея местной мафии (Уиллем Дефо) и наемного убийцы по кличке «Шофер» (Эдвард Нортон).

Фото: kinopoisk.ru

Кроме уже упомянутых звезд мирового кино, Уэс Андерсон задействовал в своем альманахе еще пару десятков очень популярных артистов. К сожалению, каждому по большой статье/главе не досталось. Оскароносный Кристоф Вальц за свои 30 секунд успевает произнести только два слова. Буквально. У Элизабет Мосс сцен побольше, но они в основном немые. А вот Сирше Ронан позволили спеть колыбельную, хоть и в образе проститутки-наркоманки.

Фото: kinopoisk.ru

Впрочем, в руках у правильного режиссера много времени и не нужно. Даже наоборот. Уэс Андерсон, словно опытный главный редактор, виртуозно манипулировал своим невероятным актерским ансамблем и распределил их по последнему номеру «Французского вестника» в идеальных, только ему одному известных пропорциях.За 10 минут он впервые в жизни расшевелил Шаламе и добился от Сейду такой гибкости, на которую создатели бондианы за два фильма так и не смогли решиться.

Фото: kinopoisk.ru

Таких редакторов, авторов и журналов больше не будет. Да их, собственно, никогда и не было. Нигде, кроме головы Уэса Андерсона. Безупречных, божественно прекрасных. Недостижимых даже для самого безумного перфекциониста.

Фото: kinopoisk.ru

Ну, точнее, один-то теперь точно есть. В виде памятника, на который хочется смотреть вечно. Но особенно – сегодня.

Удачного просмотра.