Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Планы на выходные: книги и сериалы про то, что великие люди — тоже люди

13 ноября 2021, 11:11
Колонка
Планы на выходные: книги и сериалы про то, что великие люди — тоже люди
Фото: Татьяна Доукша «Культура Екатеринбурга»; Анна Коваленко, 66.RU
В подборке для 66.RU заведующая литературно-драматургической частью Екатеринбургского театра кукол Мария Зырянова рассказывает о трех книгах и двух сериалах, которые с нового ракурса раскрывают судьбы великих людей прошлого и настоящего.

«Илья Ильф, или Письма о любви»

Не нужно ждать от соавтора «12 стульев» и «Одноэтажной Америки» одной лишь тонкой иронии и безудержного юмора через край. Ильф здесь совсем другой. Даже удивительно, как разнится он с тем образом, который рисуется воображению, когда читаешь его программные вещи.

В личной переписке он очень ранимый, чувствительный, чувственный. Безмерно открытый, щедрый и на слова, и на поступки. В его переписке с невестой, а впоследствии женой Марией Тарасенко столько нежности, что иногда это даже непереносимо. Ты в прямом смысле слова здесь подслушиваешь предельно интимный разговор двоих очень юных и очень влюбленных людей. Их роман пришелся на начало 20-х годов прошлого века: совсем несытое, небезопасное время. Но они так честно поддерживают друг друга, так радуются малому, так наивно верят в хорошее, что и ты невольно начинаешь видеть чуть больше теплого света рядом с собой.

«1913. Лето целого века», Флориан Иллиес

Книжка – календарь, путеводитель, справочник – все разом. 12 глав – 12 месяцев с делением на отдельные календарные даты, внутри которых существуют представители мира предвоенной Европы.

Автор очень легко перемешивает известные исторические факты с деталями личной жизни отдельных представителей времени, которые не знают, да и не могут знать своей судьбы. Пруст вносит бесконечные правки в первый том своей «бесконечной» книги и буквально истязает издателя; художник Оскар Кокошка прилагает все усилия, чтобы завоевать сердце любимой женщины и создает шедевр размером с ее постель; а Гитлер просто гуляет в том же саду, где и Сталин (оба молоды и ничего еще не знают друг о друге).

Читатель сталкивается с именами знакомыми и не очень. Тут из каждого абзаца можно выудить для себя подсказки на то, что еще нового можно почитать, посмотреть, послушать. Поэты, политики, художники, авантюристы, писатели в этой книжке не только показаны в работе, но и в самых простых житейских мелочах: они простывают, ссорятся из-за мелочей, экономят деньги, недоедают или напиваются (по обстоятельствам).

Те, кто влюбится в эту книгу, может немного продлить себе радость, взявшись за отдельно изданное послесловие «Что я на самом деле хотел сказать».

«Пройти сквозь стены», Марина Абрамович

Вдохновляющая автобиография очень смелого сегодняшнего художника. Она довольно откровенно и даже порой безжалостно говорит о себе, о мире, об искусстве. Такие вещи очень полезно читать тем, кто сомневается в себе и своих силах. И это касается даже тех, кто с искусством совсем не связан. Здесь много личного, много боли, много страхов. Но при любой ситуации выбор в конечном итоге делается в пользу настоящей кровоточащей жизни, а не ее вялой имитации.

Сериал «Отчаянные романтики»

Шесть серий о жизни и творчестве прерафаэлитов (представителей английской живописи второй половины XIXвека, которые в начале 1850-х годов боролись против условностей викторианской эпохи и академических традиций). Здесь множество отсылок на картины Милле, Россетти и Ханта.

С одной стороны, зритель видит детально проработанный мир Лондона середины XIX века (все так, как умеет снимать BBC — дотошно и достоверно). С другой же – авторы сериала позволили себе вольное прочтение центральных персонажей. Они молодые, нелепые, очень смешные. Но все же, «чтобы стать прерафаэлитом, остроносых ботинок и маминого шарфа недостаточно». Они с равной страстностью влюбляются в очередную музу и пишут очередной шедевр. Пока смотришь, можно и знания по истории живописи подтянуть, и похохотать, и поплакать.

Сериал «Уилл»

Абсолютно вымышленная история о молодом Шекспире. Правды там лучше не искать: ни в сюжете, ни в картинке особой историчности нет. Однако за десять серий ты успеваешь влюбиться по уши.

Деятели театра периода Елизаветинской эпохи в интерпретации авторов – просто дурные на всю голову панки. Живут в безумное время, идут против власти, страдают от эпидемии чумы, пытаются расширять свое сознание, любят запретное, носят кожаные штаны, красят волосы в дикие цвета… Самое главное – они служат театру. Они одержимы ролями, текстами и все делают для того, чтобы новый спектакль нашел своего зрителя.