Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как снять кино, не умея снимать кино (еще и без денег). Личный опыт Дмитрия Елизарова

5 октября 2021, 11:07
Колонка
Как снять кино, не умея снимать кино (еще и без денег). Личный опыт Дмитрия Елизарова
Фото: предоставлено 66.RU героем публикации
Дмитрий много лет занимался журналистикой и фотографией. В какой-то момент он замахнулся на короткий метр игрового кино, собрал (тоже непрофессиональных) актеров и уехал в уральские леса и горы.

На выходе получился фильм Incoming message. С чего начать и, самое главное, как закончить такой амбициозный проект — Дмитрий рассказывает в колонке для 66.RU.

Как снять кино, не умея снимать кино (еще и без денег). Личный опыт Дмитрия Елизарова
Фото: предоставлено 66.RU героем публикации

«Странное сообщение с набором цифр становится взрывателем, запускающим цепочку зловещих событий. Кто устанавливает правила игры?» Синопсис фильма

Как снять кино, не умея снимать кино (еще и без денег). Личный опыт Дмитрия Елизарова
Фото: предоставлено 66.RU героем публикации

— На момент запуска проекта знаний о том, как работает киноиндустрия, наверное, не было совсем. И решиться впервые в жизни снять кино — это как прыгнуть в холодную воду.

Просто придумать историю, взять камеру и пойти снимать? Ничего подобного: как оказалось, кинематограф — это нечто гораздо большее. Началось все с того, что мой хороший знакомый купил новый автомобиль. Эта модель мне очень нравится с эстетической точки зрения, и захотелось просто ради повышения скиллов снять о ней какую-нибудь зарисовку. Но в один прекрасный момент пришло понимание, что это будет просто скучно — нужна история. На свет появился пока еще непонятный главный герой, водитель внедорожника, оказывающий не совсем легальные услуги, вокруг этого героя начал складываться непонятный пока мир… Необычными местами Урал богат, и некий постапокалиптический сеттинг буквально напрашивается сам собой.

Тем не менее сделать шаг от небольших документальных зарисовок к полноценному, хоть и маленькому кино со сценарием, актерами — тем более дебютантами, — реквизитом и локациями и не облажаться на одном из этапов оказалось очень сложно. Дело даже не в том, чтобы придумать историю: нужно понять, как именно ты будешь ее показывать, каким визуальным языком развивать, чтобы не слить интригу раньше времени. На какие вопросы не давать преждевременных ответов.

Как снять кино, не умея снимать кино (еще и без денег). Личный опыт Дмитрия Елизарова
Фото: предоставлено 66.RU героем публикации

Опыт съемок «в одну каску» у меня уже имелся — еще на берегу было понятно, что такой серьезный (по крайней мере, для меня) проект я в одиночку просто не вывезу. Нужна была команда, люди, которые согласились бы тратить личное время просто ради творческого процесса и необычного опыта без гарантированного результата и уж тем более без каких-то материальных компенсаций.

Сюжет во многом базируется на автомобиле главного героя, но я не мог использовать ни свою машину, ни машину актера — они просто не подходили по стилю. Мы нашли человека, который был готов выделить нам один из своих автомобилей, но посреди съемочного процесса он просто сломался (к счастью, не по нашей вине). Пришлось экстренно искать замену и переснимать уже готовые эпизоды — по сюжету у героя просто не было шанса пересесть с одной машины на другую.

Отдельный вопрос — реквизит. Полуфантастический боевик обязан иметь соответствующий реквизит, и тут тоже в чем-то помогли друзья, что-то я отыскал на родительской даче, что-то сделали своими руками. Один из моих хороших знакомых оказался большим талантом в области проектирования и строительства необычных штук — он, например, придумал нам ключевой объект одной из основных сцен и очень помог с имитацией выстрелов: выяснилось, что это целая наука.

Как снять кино, не умея снимать кино (еще и без денег). Личный опыт Дмитрия Елизарова
Фото: предоставлено 66.RU героем публикации

Однако самой большой сложностью оказались организационные вопросы. Порой у нас на площадке одновременно было до 10 человек. Но все же люди в команде занятые, у всех семьи-работы, у всех личные планы. Поэтому снимать мы могли только по выходным. А поскольку на выходные тоже планы, собирать их всех вместе, координировать было невероятно сложно. При этом предложению сняться в кино все участники были удивлены, но прямых протестов я не встретил. Хотя никто из них не подозревал, куда они лезут и сколько времени это займет.

В итоге благодаря тому, что многое удалось раздобыть бесплатно, я потратил около 30 тысяч рублей — до банкротства не довело, хотя на семейном бюджете порой ощущалось. Основной статьей расходов оказался транспорт: мы снимали на десятке площадок, и до каждой из них надо было добраться, порой неоднократно.

Правда ли, что в нашем мире хватит одного айфона, чтобы снять фильм? Это как с фотографией. Мои первые конкурсные фотоработы много лет назад были сделаны на самую дешевую зеркалку. В кино ровно то же самое: если у тебя есть видение, если ты можешь рассказывать истории, заставляя картинки двигаться, то «на что снимать» — роли не играет. Техника — в первую очередь инструмент. Но хорошая техника, если ты умеешь с ней работать, резко расширяет возможности создания визуала.

Как снять кино, не умея снимать кино (еще и без денег). Личный опыт Дмитрия Елизарова
Фото: предоставлено 66.RU героем публикации

Единственное, что в моем фильме можно назвать на 100% профессиональным, — это музыка. Однажды на Pikabu мне попался пост начинающего кинокомпозитора, который выложил свои записи. Я послушал, мне невероятно зашло — я ему написал прямо там, и он незнакомому человеку вдруг дал разрешение использовать свою музыку. Основную музыкальную тему, которая звучит на титрах, мне на тех же условиях пожертвовали славные уральские ребята Blues Bastards.

Несколько месяцев подряд каждые выходные я приезжал домой буквально без сил. Но несмотря на все сложности, процесс оказался невероятно захватывающим. Здесь неприменимы категории «сложно — не сложно», куда важнее «интересно — неинтересно». Потому что когда тебе интересно, когда ты поймал свою волну, уже неважно, насколько это сложно. На трудности просто не обращаешь внимания.

Зачем это все? Когда ты затеваешь какой-то творческий проект, даже если это просто одна фотография, у тебя в голове по умолчанию сидит мысль донести проект до публики и получить какую-то ответную реакцию (естественно, положительную, а как иначе?). Но вот когда ты создаешь историю про каких-то героев, которые как-то взаимодействуют между собой, подключается другая мотивация: история начинает жить своей жизнью и буквально чешется изнутри в попытках выбраться наружу. Творческий зуд не оставляет выбора, ты идешь и доделываешь то, что начал.

Иначе покоя просто не будет.