Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Общага» — это достоевщина. Рецензия писателя Алексея Иванова на фильм по книге Алексея Иванова

2 октября 2021, 11:17
«Общага» — это достоевщина. Рецензия писателя Алексея Иванова на фильм по книге Алексея Иванова
Фото: 66.RU
Писатель Алексей Иванов представил в Екатеринбурге фильм, снятый по его роману «Общага-на-крови». Творческая встреча прошла в Доме кино, сразу после единственного показа картины «Общага» на большом экране. Дальше кино будет доступно только на стриминговых платформах. Писатель поделился своими впечатлениями о фильме, а корреспондент собрал их в текст-рецензию.

«Общага» — дебютная режиссерская работа Романа Васьянова, который до этого был известен в кинематографе как успешный российский и западный оператор. Лента рассказывает о пяти друзьях, которые живут в свердловском общежитии середины 80-х годов. Их крепкая, на первый взгляд, дружба и истинная любовь не проходят испытания трудностями. Привычную жизнь обрывает самоубийство однокурсницы, после которого друзей выселяют из комнат. Именно после этого им приходится предавать, врать, угрожать и даже спать с кем нужно за место в общаге.

  • Игорь (Илья Маланин) — симпатичный и предприимчивый лидер группы. Может договориться о чем угодно и с кем угодно.
  • Нелли (Ирина Старшенбаум) — красотка в дефицитных нарядах. Девушка Игоря.
  • Света (Марина Васильева) — наивная и милая девушка, которая верит в искреннюю любовь. Встречается с Иваном.
  • Иван (Никита Ефремов) — поэт, алкоголик, творческая личность. В отношениях со Светой.
  • Забела (Геннадий Вырыпаев) — отличник: скромный, порядочный и честный молодой человек.

Алексей Иванов о фильме:

«Мне кажется, что фильм соответствует роману и текст в нем жив. Но поскольку литература — это одна художественная система, а кинематограф — другая, неизбежны потери или искажения при переводе произведения из одной в другую. К этому, как призывает наш президент, нужно относится с пониманием. Я хочу сказать, что фильм — это все-таки продукт режиссера, а не писателя, поэтому я его могу обсуждать только как обычный зритель.

Это мощное высказывание, которое надолго останется в культуре. На меня фильм произвел шоковое впечатление: это тяжелое, серьезное произведение. Благодаря замечательной режиссерской работе Романа Васьянова и великолепной игре актеров, среди которых невозможно вычленить главного героя, потому что все они яркие и равнозначные, что редко сейчас. В современных фильмах запоминается обычно один герой, остальные — массовка. Здесь каждый равноценен.

«Общага» — это достоевщина. Рецензия писателя Алексея Иванова на фильм по книге Алексея Иванова
Фото: Екатерина Журавлева, 66.RU

Евангельские истины и нормы жизни — противоречивы, и свобода человека заключается в том, что трактовать их можно как угодно. И вот герои в силу обстоятельств решают трактовать евангельские нормы (о преданности, верности, честности, прощении), как им выгодно в данный момент и как их заставляет это делать общага.

Герой Иван в романе и герой в фильме — похожи, но в фильме, в отличие от романа, он не озвучивает свою идеологию. Его кредо — мне все можно, потому что я талант. А все должны меня спасать, любить и служить мне. Это свойственно для определенного человеческого психотипа. Для талантливого, ранимого человека, которому очень больно жить в мире, потому что он, как оголенный нерв. Этот тип был распространен в конце 80-х. К нему относятся Александр Башлачев, с которого я списал героя, Борис Рыжий, Илья Кормильцев. Это конфликтные люди, которые доставляют боль окружающим.

Света, например, всем своим видом говорит, что я всех люблю и даже если совершу плохой поступок, все равно останусь хорошим человеком. А Нелли говорит, что если бог — автор романа, а она главная героиня этого романа, то может делать что угодно, потому что так положено — иначе роман будет неинтересным.

Роман «Общага-на-Крови» я написал в 1992 году, когда было время свободы — это редкое время для нашей страны, когда диктат идеологии уже закончился, а диктат денег еще не начался. И этот период был временем абсолютной свободы. И свой роман я тоже писал в какой-то степени о свободе, хотя свобода далеко не главная тема в этом романе. Но важная.

В этом фильме очень много чистой и искренней любви. Отношения внутри этой компании друзей — они изначально чистые и искренние. Да, потом мы видим, что их испоганили. Но если бы они изначально не были светлыми и добрыми, нечего было бы портить. Фильм о беде, но не о падении.

В этом случае трудности не объединяют. Ситуация именно такая, что людям необходимо разбежаться, чтобы уцелеть. Лично для меня все эти герои — очень хорошие люди, просто они попали в ужасные обстоятельства, сделали неправильный выбор и сотворили отвратительные поступки. Но от этого они не перестали быть хорошими, они все равно страдают, они все равно сожалеют, божья искра в них сохранилась.

Я познакомился с Романом Васьяновым, когда уже шли съемки. Я приезжал в общежитие в Питере и смотрел, как идет процесс. У меня было ощущение, что я попал в свою общагу конца 80-х. Режиссер передает атмосферу не только интерьерами и вещами, но даже лицами людей. Настолько органично все сошлось.

Убедил ли меня Васьянов в том, что он сделал серьезное произведение с размышлениями, да, убедил. Сделал бы я так, как сделал он (изменил финал произведения, — прим. ред.), — нет не сделал бы, я бы сделал так, как в романе. Но это не спор, это два разных ствола, растущие от одного корня.

У Романа Васьянова сработала общекультурная программа. Могу объяснить на своем примере. У каждого молодого писателя есть такая болезнь: она называется «достоевщина». То есть многие, когда начинают писать, ориентируются на Достоевского и его формат: это драматические истории, которые происходят с молодыми людьми. Яркие драмы, сильные страсти. Люди в таких произведениях много говорят и переживают — это и есть суть «достоевщины».

«Общага» — классический пример. Такой болезни молодого автора, но это очень правильная болезнь, очень хорошая, замечательно, что я ей в свое время переболел. Мне кажется, Роману Васьянову тоже хотелось снять что-то такое «достоевское». Потому как для меня роман «Общага-на-Крови» был дебютом, так и для него фильм «Общага» — является режиссерским дебютом».