Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Планы на выходные от кураторов публичной программы биеннале: книги, чтобы понять современное искусство

2 октября 2021, 11:11
Планы на выходные от кураторов публичной программы биеннале: книги, чтобы понять современное искусство
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
2 октября в Екатеринбурге стартовала шестая Уральская индустриальная биеннале. В колонке 66.RU кураторы публичной программы выставки Дмитрий Безуглов и Валентина Ануфриева рассказали о восьми книгах, которые помогут вам лучше понять работы проекта этого года и современное искусство в целом.

На самом деле, чтобы сориентироваться в современном искусстве, нужно просто ходить на выставки. Через постоянный опыт можно научиться смотреть и отличать одно направление/стиль/художника и так далее от другого. Точно так же это работает, например, в классической музыке — чем больше слушаешь, тем лучше начинаешь в ней разбираться.

Но есть книги, которые позволяют ускорить понимание современного искусства.

«Искусство смотреть», Оссиан Уорд

Эту книгу издали в 2017 году. Уорд каталогизирует стратегии, с которыми можно подходить к выставке современного искусства, если вы вообще ничего об этом не знаете. Всего у него получается 10 таких стратегий.

Например, есть стратегия «чистого листа», когда человек осознанно выключает все оценки, которые возникают у него в голове (например, «что это за уродство?» и «мой ребенок так же может нарисовать»). Зритель должен просто посмотреть на объекты так, как будто он видит нечто подобное впервые в жизни. Тогда возникают новое видение и ощущение от работы.

«Искусство видеть», Джон Бергер

Наряду с «Искусством смотреть» стоит «Искусство видеть» Джона Бергера. Бергер — прекрасный английский писатель, эссеист и критик, который любил Советский Союз и даже издавался в нем.

Эту книгу можно назвать базовым текстом, который просто объясняет прелесть долгого разглядывания непонятного тебе объекта и продолжительного взаимодействия с ним.

«Беседы с кураторами», Терри Смит

К современному искусству вообще нужно уметь подходить с разных сторон. Это особенно необходимо, когда некоторые работы предполагают, что человек ориентируется в относительно узкой теме — например, в классике аниме. В этом случае есть два пути: либо идти смотреть все классическое аниме, либо обратить внимание на другие аспекты.

Ко второму варианту обращается, в частности, книга «Беседы с кураторами» Терри Смита. Это набор классных подсказок, которые собраны из общения с людьми, десятилетиями организующими выставки. А кроме того, это короткий способ посмотреть на экспозиции глазами тех, кто их организует.

Вообще, книга читается легко, как любой производственный роман. «Беседа с кураторами» — это как любой сериал о работе детективного бюро: сначала ты только в общих чертах понимаешь, чем занимаются эти люди. Но по ходу развития сюжета ты начинаешь улавливать больше тонкостей и особенностей.

«Последние дни Нового Парижа», Чайна Мьёвиль

Потрясающая книга на тему силы искусства с ожившими образами с картин сюрреалистов в оккупированной нацистской Германией Праге. В 1941 году бойцы движения Сопротивления изобретают устройство, которое Дали мог бы преподнести в подарок на день рождения Лавкрафту. Неудачное испытание странного оружия открывает дверь между подземельями художественного воображения и вселенной, где Вторая мировая война продолжается до 1950 года, а нацисты пытаются отбить Париж у призраков сюрреализма, призывая на помощь встревоженных конкуренцией демонов старого доброго Ада.

Почитать можно по ссылке.

«Плоть и камень», Ричард Сеннет

Конкретно для шестой Уральской индустриальной биеннале хорошо почитать тексты, которые лежат в смежных областях. Например, «Плоть и камень» — это текст, знакомящий с тем, как в течение столетий менялось представление о том, каким должен быть город. Книга поможет в восприятии основного проекта биеннале, потому что он во многом опирается на идею архитектуры как созданной среды, в которой человека призывают обратить внимание на свои чувства.

Сеннет отвечает на вопрос, почему города строили именно так, какими мы их видим. Для этого автор перекапывает долгую европейскую историю и показывает, как город из чего-то со-масштабного человеку превращается в гигантское место, где мы живем теперь.

Этот текст полностью меняет отношение к городу: читатель больше не может его воспринимать как просто систему перекрестков, по которым он перемещается из дома на работу. Город становится живым организмом, который отзывается на действия человека.

«Искусство перформанса», Роузли Голдберг

Это более сложная книга, но она тоже поможет вам лучше понять шестую Уральскую биеннале, акцент которой сделан на искусстве взаимодействия — то есть на перформансах. Этот обманчивый англицизм пришел в русский язык, так как аналогов у него нет. To perform в английском значит «исполнять», а в России исполнительские искусства очень четко очерчены и не включают в себя новые появляющиеся направления.

В книге рассказывается, как перформансы выделились в отдельный жанр искусства и почему люди этим занимаются. «Искусство перформанса» отвечает и на другие логично возникающие вопросы относительно этого направления.

«Социальная хореография: Ideology as Performance in Dance and Everyday Movement», Эндрю Хьюитт

«Время обнимать и время уклоняться от объятий» затрагивает совершенно разные социальные темы, но также обращает наше внимание на нашу коллективность, взаимодействие между индивидами и нашу телесность. Наше тело/телесность не только отражают социальный мир, но и активно включены в социальное взаимодействие. В книге «Социальная хореография: Ideology as Performance in Dance and Everyday Movement» Эндрю Хьюитт с помощью концепции «социальная хореография» показывает, как хореография служит не только метафорой современности, но и способом осмысления и формирования социальной организации.

Почитать можно по ссылке.

«Мы», Евгений Замятин

Самая главная книга для шестой Уральской биеннале кроется в нашей школьной программе. Роман Евгения Замятина очень круто открывается для взрослых. Перед читателем возникает отлично сконструированная антиутопия, которая очень свежо звучит в нашей реальности с счетчиками шагов, таймтрекерами и смартфонами.

В эпоху сверхпродуктивности и попытки создать максимально гармоничный быт очень интересно перечитывать роман «Мы», где Замятин столетием ранее предостерегает об опасностях, которые несет чрезмерная рационализация.

Бонус

Кроме книг, в мир современного искусства можно погрузиться через подкаст BBC под названием The way I see it.

Сразу уточним, что он на английском. Но если у вас все хорошо с языком, подкаст точно стоит вашего внимания.

В каждом эпизоде представитель той или иной профессии смотрит на работу одного из канонических современных художников. Например, в одном из них онколог разбирает работы Луи Буржуа.

В общем, этот подкаст дает возможность подглядывать за современным искусством через глаза тех, кто не является профессионалом в этой сфере, но любит его и может подобрать слова, чтобы объяснить значимость той или иной работы.