Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Гики больше не задроты»: зачем идти на фестиваль косплея, комиксов, настолок и компьютерных игр

23 августа 2021, 18:00
«Гики больше не задроты»: зачем идти на фестиваль косплея, комиксов, настолок и компьютерных игр
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
На этой неделе в Екатеринбурге состоится второй фестиваль современных развлечений «ГикКон». Он объединит любителей комиксов и косплея, настольных и компьютерных игр, сериалов и подкастов. Как говорит основатель «ГикКона» Сергей Сивопляс, даже если вы никогда не увлекались гик-культурой, на фестивале вам будет чем заняться. Например, послушать лекцию журналистки Саши Сулим про российский тру-крайм, получить автограф актера фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» Сергея Горошко и посмотреть на людей в костюмах персонажей фильмов и видеоигр стоимостью в десятки тысяч рублей.

В эту субботу, 28 августа, в ТРЦ «Радуга Парк» (ул. Репина, 94) с 10:00 до 20:00 пройдет фестиваль гик-культуры «ГикКон». Под гик-культурой подразумевают современные развлечения: косплей, настольные и компьютерные игры, комиксы, сериалы, подкасты. Все это войдет в программу фестиваля — подробности о мероприятии можно узнать здесь.

Впервые фестиваль прошел в Екатеринбурге в 2019 году — тогда за восемь часов его посетили 16 тыс. человек. Организацией занимается команда Ural Music Night при поддержке Фонда Президентских грантов. Автором концепции стал Сергей Сивопляс.

Основатель «ГикКона» утверждает, что благодаря интернету гик-культура стала популярной и людям больше не стыдно говорить о том, что они любят играть в игры или смотреть аниме. А фестивали вроде «ГикКона» нужны не только тем, кто уже давно в комьюнити, но и людям, далеким от этой культуры.

Подробнее о том, зачем нужно идти на первый в своей жизни гик-фест — в авторской колонке Сергея Сивопляса для 66.RU.

«Гики больше не задроты»: зачем идти на фестиваль косплея, комиксов, настолок и компьютерных игр
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU

Гик-культура повлияла на становление «новых взрослых», они в ближайшие годы будут совершать невероятные открытия

В детстве я очень любил компьютерные игры. Благодаря отцу у меня был компьютер — сначала второй Pentium, потом третий. Я играл в стратегии и кайфовал от того, что могу строить вселенные. Играл с братом и его друзьями — благодаря компьютерным играм у меня сложилась компания на несколько лет старше меня, поэтому в чем-то я развивался быстрее сверстников.

Но взрослые считали, что все это фигня. У них была мода постоянно говорить: «че ты там в свои играешь? Только зрение портишь!», «да твои игры тебе ничего не дадут!», «твои сверстники на олимпиады по математике ходят, а ты что?», «ты ничего не добьешься», «займись чем-то нормальным» и так далее. При этом от ровесников в те времена поддержки тоже не было: ко всему вышеперечсисленному они любили накидывать что-нибудь про лишний вес, прыщи и пожизненное отсутствие девушки.

Сейчас все иначе. Перелом произошел, когда вместо пищащих модемов, с которыми за 50 рублей мы могли поиграть полчаса в какую-нибудь «Ультиму» или «Аллодов», пришел широкополосный интернет и появились соцсети. Для России важную роль сыграли сначала различные тематические форумы и порталы, а затем и соцсеть «Вконтакте», где все стали общаться и узнали друг от друга, что:

  • настолки — это не только «Монополия»;
  • косплей — это художественная штука, а не переодетые фрики;
  • можно играть по сети не полчаса в день, а пять, шесть и больше часов;
  • в играх можно находить себе друзей из других городов и стран и общаться с ними;
  • можно скачивать любые комиксы;
  • смотреть любые сериалы на русском и английском;
  • можно загуглить ответы на все вопросы.

Самое главное — мы стали общаться, находить единомышленников и объединяться в сообщества. Это открыло нам путь познания гик-культуры.

Я очень завидую ребятам, которым сейчас по 18–22 лет. Несмотря на то, что наша разница в возрасте совсем небольшая, я понимаю, что у них, благодаря интернету и развитию гаджетов, гораздо меньше стигм. Среди них сложно найти человека, который считает тебя каким-то инфантильным или странным, если ты играешь в игры и интересуешься комиксами.

Они «новые взрослые». Я верю, что они будут быстрее развиваться и к своим 30 годам сотворят больше гениальных открытий, чем мое поколение. Я им сильно завидую: если бы у меня в 22 года было то сознание, что есть сейчас, и я бы не слышал большую часть жизни, что игры это стремно, возможно, стал бы тестировщиком или пиарщиком в игровой индустрии. Но раз этого не произошло, я просто надеюсь, что фестиваль подарит шанс другим ребятам найти себя в индустрии, и однажды мы сможем увидеть сериал на Netflx, режиссером которого окажется наш местный парень или девчонка, начинавшие свой путь с «ГикКона».

Не первый, но единственный гик-фестиваль на Урале

В Екатеринбурге гик-культура давно приобрела фестивальный масштаб — с 2011 года у нас проводили комикс-конвент U-CON. Один из его организаторов — Дюха Твердов — помог нам собрать людей на конкурс косплея в 2019 году. Мы тогда были для косплей-сообщества ноунеймами, а Дюха знал, как всех собрать.

Несмотря на то, что я очень позитивно отношусь к самой идее U-CON, мероприятие с годами не шагнуло на другой визуальный и атмосферный уровень, и это проблема многих подобных фестивалей, не только U-CON. В России подобные фестивали зачастую проходят в различных домах культуры. И мы все пониманием, как выглядит типичный ДК в вашем городе. Чтобы на фестиваль начали приезжать топ-звезды, художники и авторы и не только из других городов России, но и стран, нужно делать фестиваль красивым, комфортным, ярким.

Так проходил первый U-CON в 2011 году.

Судя по тому, что у них соцсети сейчас только репостят другие ивенты, они, к сожалению, взяли длительную паузу. Мне бы очень хотелось, чтобы U-CON вернулся и снова проходил ежегодно. При этом совершенно не важно, конкурировали бы мы с ними или дружили. Конкуренция всегда повышает качество. А если бы мы сотрудничали, то могли один фестиваль проводить летом, а второй — зимой, например.

Конечно, изучая всю эту сферу, я узнал, что в регионах гик-движня в целом идет. В Екатеринбурге, к примеру, уже долгие годы проходит «АзияБриз», но там во главе концепции стоит косплей.

Фестиваль «АзияБриз 2021» прошел в Екатеринбурге 7 августа

Мы стараемся с каждым годом становиться шире и охватить всю культуру по максимуму. Например, в этом году, помимо игр, сериалов, комиксов и косплей-шоу, добавили подкасты. Сейчас это тоже быстроразвивающееся направление, и мы видим растущий спрос в этой сфере. Поэтому решили провести серию лекций, посвященных подкастам, а друзья из студии Venture Media проведут питч идей. Лучшие проекты смогут получить поддержку.

Кроме того, мы стараемся быть не только развлекательным мероприятиям, но и нести образовательную пользу. В частности весь день каждый час будут проходить лекции по разным темам — от выступления журналистки-расследователя Саши Сулим по теме «Российский тру-крайм: как интересно снимать и писать о преступлениях» до лекции научного руководителя Школы астрономии kantrSkrip Павла Скрипниченко о том, будет ли конец света.

Гик-культура в категории 0+

Когда команда просила меня обозначить возраст нашей целевой аудитории, я им прямо сказал: ребята, можно ждать чего угодно, поэтому наша категория — это 0+. Есть, конечно, ядро этого движения — это ребята в возрасте 14–25 лет. Но в целом на фестивале можно увидеть такую ситуацию: в одном месте детишки собирают лего, на другой площадке подростки играют в приставку, рядом с ними взрослый мужчина играет на компьютере в Crossout.

«Гики больше не задроты»: зачем идти на фестиваль косплея, комиксов, настолок и компьютерных игр
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Даже в косплее на прошлом нашем фестивале участвовали далеко не дети, как это принято считать у людей, которые далеки от движения.

«Гики больше не задроты»: зачем идти на фестиваль косплея, комиксов, настолок и компьютерных игр
Фото: Григорий Постников, 66.RU
«Гики больше не задроты»: зачем идти на фестиваль косплея, комиксов, настолок и компьютерных игр
Фото: Григорий Постников, 66.RU
«Гики больше не задроты»: зачем идти на фестиваль косплея, комиксов, настолок и компьютерных игр
Фото: Григорий Постников, 66.RU

На фестивале мы создаем атмосферу безопасности. Здесь никто тебе не скажет, что ты чмошник, если увлекаешься DnD (Dungeons and Dragons), никто не будет домогаться до тебя и не попытается сорвать твой косплей-костюм — а если попробует это сделать, такого человека сразу же выведет охрана площадки. Здесь ты просто будешь кайфовать, сможешь интересно провести время с друзьями и семьей, а если пришел один — найдешь единомышленников.

Заработать своими идеями можно прямо на фестивале

В детстве я любил журналы «Игромания» и «Навигатор игрового мира» и хотел быть как пацаны оттуда: играть в игры, писать про них и зарабатывать деньги. Тогда для меня это была вау-мечта.

Но мое окружение — в частности родители — так, конечно, не считали. По их мнению, лучшие профессии — это юрист, экономист, военный. Я отучился на журналиста — в представлении родителей тоже понятная профессия.

Только когда я подрос и перестал стесняться, в какой-то момент понял, что игры — это совсем не стремно. Игры — это кино, которое ты создаешь своими руками. Там истории круче, чем во многих сериалах и книгах.

Сейчас не секрет, что в игровой индустрии можно заработать серьезные деньги, если ты программист и разработчик с нужными навыками или у тебя есть прорывные и интересные идеи. То же касается и остальной части гик-культуры.

Например, косплееры — это люди, которые очень запариваются за свои костюмы и вкладывают в них много средств. Конечно, можно сделать костюм из подручных средств, но если вы хотите войти в культуру, готовьтесь выложить минимум около ста тысяч.

В Екатеринубрге есть популярный персонаж — Джек Воробей — Сергей Сиренко. У него есть и другие образы, но этот у него самый узнаваемый. Он рассказывал, что образ Джека обошелся ему в очень серьезную сумму. Сапоги для своего костюма он заказывал там же, где Disney заказывал сапоги для реального Джека Воробья. Помимо сапог есть еще много других деталей — от повязки до компаса. При этом многое из этого Сергей еще долгое время обтачивал и расшивал. Так что это совсем не баловство.

У Сергея Сиренко много костюмов, и его коллекция постоянно пополняется новыми образами.

На «ГикКоне» в этому году Сергей Сиренко появится в костюме Венома.

Многие косплееры зарабатывают своими костюмами — они работают аниматорами и ездят по фестивалям. Победа на фестивалях — это всегда денежный приз. Даже у нас победители получат 30 тыс. рублей, 20 тыс. рублей и 10 тыс. рублей за первое, второе и третье место соответственно. Конечно, стоимость костюма сложно отбить за один фест, но за год это скорее всего можно сделать.

Вообще вся гик-культура дает возможность зарабатывать на идеях. На «ГикКоне» в этом году мы даже организуем специальную HR-зону, где пройдут питчи для авторов комиксов, инди-игр и сценариев. Мы будем разыгрывать денежные призы от Фонда Президентских Грантов для них: лучшие авторы игр и сценариев получат по 50 тыс. рублей, а авторы комиксов смогут выпустить тираж в 1000 экземпляров.

Кроме того, наши партнеры и жюри помимо всего прочего будут дарить что-то от себя. Например, издательский дом Bubble готов предложить коллаборацию, стажировку или работу авторам, даже если они не будут признаны лучшими. А российский разработчик видеоигр Targem Games обещает издать игру понравившегося им участника.

Бороться за победу участники будут в рамках питча — по 10 человек на каждом направлении. Этих людей мы отбирали четыре месяца, рассмотрев более 400 заявок. Если участник не вошел в шорт-лист, он все равно сможет презентовать свою идею экспертам в формате спиддейтинга — у него будет две минуты, чтобы представить свой проект, задать по нему вопросы и получить обратную связь. Чтобы попасть на спиддейтинг, нужно всего лишь зарегистрироваться.

Иду на гик-фестиваль впервые. Как построить личную программу?

  • 28 августа в 9:59 стоим на входе в «Радугу Парк». Ровно в 10:00 заходим, поднимаемся на второй этаж и выходим в парк. Тут на главной сцене уже звучит музыка и ведущий объявляет, что через час на главной сцене (Geek Stage) начнется выступление первого спикера — Лекция «Будет ли конец света?» от Павла Скрипниченко.
  • Пока лекция не началась, можно здесь же посетить развлекательные площадки от наших партнеров и прогуляться вверх по аллее в сторону роллердрома. По пути смотрим, как ребята борются в рестлинге.
  • Доходим до роллердрома — здесь находится площадка Game World. Поднявшись, можем свернуть направо к аллее авторов — здесь будут молодые талантливые ребята со значками, бокалами с драконами, открытками, масками из Mad Max и другими прикольными штуками. Второй вариант — пойти на сам роллердром, где будут продавать комиксы, стоять компьютеры с играми и десятки столов с настолками. Здесь же можно будет послушать питч подкастов и лекции — они начнутся в 10:30 выступлением экоблогера Моники по теме «Вторсырье — не мусор». Также здесь можно будет поиграть в сумо роботами и порисовать 3D-ручками.
  • Важно отметить, что на обеих площадках — Geek Stage и Game World — будут действовать ограничения из-за пандемии. Поэтому потребуется специальный QR-код. Получить его можно после регистрации: регистрация на Geek Stage здесь, регистрации на Game World тут.
  • В обед — с 12:30 до 14:30 — обязательно нужно заглянуть на косплей-шоу на Geek Stage. Здесь же в 15:30 пройдет выступление главного редактора издательства Bubble Comics, продюсера фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» Романа Коткова и актера фильма Сергея Горошко.
  • После этого на Geek Stage закончатся лекции и начнется музыкальная программа. Здесь выступят местные ребята drunk. и Вика Радисева, и московский парень Владислав Королев (он же Франкли) из шоу «Песни на ТНТ». А после — в 19:00 — сыграет Super collection orchestra. Это ребята, которые создали треки для «Майора Грома».
  • Лекции на площадке Game World будут идти до 18:00. В 17:00 здесь выступит Саша Сулим с лекцией про тру-крайм, а после она подпишет экземпляры книги «Безлюдное место».