Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Долг художника. Павел Матяж о фильме «Панк-банк»

20 августа 2021, 10:30
Долг художника. Павел Матяж о фильме «Панк-банк»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Этот фильм можно посмотреть в рамках серии кинопоказов в баре «Самоцвет» от фестиваля Beat Film Festival, банка Точка и Тесноты. Показы пройдут 21 и 22 августа в 19:00.

Лондонские художники-акционисты сняли документальный фильм, в котором разоблачили всю низменную суть капитализма. Хотя разоблачили — это сильно сказано. Несправедливость капиталистической экономики очевидна для каждого, не только в Великобритании, уже очень давно. Пусть вас не смущает этот большевистский оборот. Сам Уинстон Черчилль с присущим ему красноречием многократно обличал капитализм. Вот только вряд ли сэр Уинстон хотя бы раз в жизни отвечал на звонок коллектора.

А создателям фильма «Панк-банк» приходилось. Это во времена Модильяни и Гогена спутниками вечно голодных художников были опиум, абсент и падшие женщины. В наш прагматический век их заменили судебные приставы.

Фото: Кадр из фильма «Панк-банк»

Британские художники Дэниел Эдельштейн и Хилари Пауэлл, похожие на омоложенные копии Игги Попа и Патти Смит, большую часть сознательной жизни были по уши в долгах, так же как и все остальные. А может, даже сильнее, чем их не британские коллеги, ведь в колыбели современных экономических институтов Великобритании славные традиции оставления и выбивания долгов насчитывают уже несколько веков. Проще говоря, тему для следующей художественной акции, частью которой стал и этот документальный фильм, не пришлось искать слишком долго.

Фото: Кадр из фильма «Панк-банк»

Долговые обязательства окружают нас, как выхлопные газы, и отравляют так же, как они. В смысле, даже если вы сами не используете дизельный двигатель, вам никуда не деться от его ядовитых испарений, ведь все вокруг обожают внедорожники. С долгами то же самое. Вы можете вести свою личную бухгалтерию безупречно, но разнообразными кредитными обязательствами связаны ваши клиенты, контрагенты, работники и работодатели, дальние и близкие родственники, бывшие мужья и жены, братья и сестры, дети и родители. Большинство из них не могут выплатить свои долги сейчас и не отдадут их в будущем.

Фото: Кадр из фильма «Панк-банк»

Банковская система всех стран, а Великобритании в особенности, стоит на том, чтобы вы не смогли расплатиться по своим долговым обязательствам и обслуживали свой долг вечно. Были на крючке до самой смерти. Хотя современные коллекторы смогут достать вас даже на том свете. Цель такой системы — покрыть долгами каждый свободный актив, превратить в своих должников абсолютно всех, от топ-менеджеров корпораций в центре Лондона до нищих фермеров с самых дальних окраин. Хотя с фермерами, конечно, попроще. Чтобы все, всё и всегда генерировало пассивный доход. И при этом получали его буквально несколько человек, а платили все остальные. Капитализм (голосом Арнольда Шварценеггера).

Фото: Кадр из фильма «Панк-банк»

Порочность этой системы беспокоит кинематографистов уже очень давно. Но самым ярким примером ее разрушения стал знаменитый фильм Дэвида Финчера. В финале «Бойцовского клуба» он взрывает несколько небоскребов, в которых находятся офисы банковских корпораций. Таким радикальным способом Финчер и его персонажи пытались обнулить всеобщий долг, стереть данные о кредитах и если не уничтожить финансовую систему, то по крайней мере устроить ей основательную перезагрузку. Экономисты спорят о том, сработал бы такой способ в 1999-м, в год выхода фильма. Но сегодня, когда сеть интернет опутывает весь мир, взрыв нескольких зданий, какими бы высотными они ни были, не изменит уже ничего.

Фото: Кадр из фильма «Бойцовский клуб»

Тем более что одно дело снимать про это кино, а другое — реально сделать что-то, чтобы избавить людей от долгов. Герои документального фильма «Панк-банк», британские художники-акционисты Дэниел и Хиллари, решили бороться с долговыми обязательствами менее драматичным способом. Но более эффективным и по-британски остроумным. Хотя без взрывов все-таки обойтись не смогли.

Фото: Кадр из фильма «Панк-банк»

Чтобы взорвать банковскую систему, они открыли собственный банк, со всем, что полагается. И стали печатать деньги на старом типографском станке. Только вместо королев, президентов или архитектурных памятников изобразили на них своих друзей, активистов и волонтеров, представителей разных благотворительных организаций с соседних улиц. Ведь и «настоящие» деньги — это просто кусочки нарезанной бумаги с типографским оттиском на ней, который люди договорились считать ценностью. В результате панк-банкиры собирались обменять все напечатанные «деньги» на фунты-стерлинги и выкупить долги своих соседей, всех жителей очень мрачного и депрессивного лондонского микрорайона, чего-то вроде Эльмаша или, скорее, Пехоты.

Фото: Кадр из фильма «Панк-банк»

Не очень сложно предположить, чем бы закончилась такая финансовая партизанщина, случись она на Пехоте. Но экономические приключения лондонских анархистов все равно трогают до глубины души. В разных своих частях фильм выглядит как детектив или социальная драма, а его матчасть впечатляет и совсем не утомляет непосвященных.

Фото: Кадр из фильма «Панк-банк»

Да, вероятно, в дикой России «Панк-банк» воспринимается как утопия. Но это не значит, что это все не про нас и тотальная закредитованность и разгул ростовщичества в виде микрокредитных организаций — это какая-то уникальная британская особенность. Вы вспомните об этом, когда в следующий раз понесете в банк ползарплаты.

Удачного просмотра.