Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Долг художника. Павел Матяж о фильме «Панк-банк»

20 августа 2021, 10:30
Долг художника. Павел Матяж о фильме «Панк-банк»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Этот фильм можно посмотреть в рамках серии кинопоказов в баре «Самоцвет» от фестиваля Beat Film Festival, банка Точка и Тесноты. Показы пройдут 21 и 22 августа в 19:00.

Лондонские художники-акционисты сняли документальный фильм, в котором разоблачили всю низменную суть капитализма. Хотя разоблачили — это сильно сказано. Несправедливость капиталистической экономики очевидна для каждого, не только в Великобритании, уже очень давно. Пусть вас не смущает этот большевистский оборот. Сам Уинстон Черчилль с присущим ему красноречием многократно обличал капитализм. Вот только вряд ли сэр Уинстон хотя бы раз в жизни отвечал на звонок коллектора.

А создателям фильма «Панк-банк» приходилось. Это во времена Модильяни и Гогена спутниками вечно голодных художников были опиум, абсент и падшие женщины. В наш прагматический век их заменили судебные приставы.

Британские художники Дэниел Эдельштейн и Хилари Пауэлл, похожие на омоложенные копии Игги Попа и Патти Смит, большую часть сознательной жизни были по уши в долгах, так же как и все остальные. А может, даже сильнее, чем их не британские коллеги, ведь в колыбели современных экономических институтов Великобритании славные традиции оставления и выбивания долгов насчитывают уже несколько веков. Проще говоря, тему для следующей художественной акции, частью которой стал и этот документальный фильм, не пришлось искать слишком долго.

Долговые обязательства окружают нас, как выхлопные газы, и отравляют так же, как они. В смысле, даже если вы сами не используете дизельный двигатель, вам никуда не деться от его ядовитых испарений, ведь все вокруг обожают внедорожники. С долгами то же самое. Вы можете вести свою личную бухгалтерию безупречно, но разнообразными кредитными обязательствами связаны ваши клиенты, контрагенты, работники и работодатели, дальние и близкие родственники, бывшие мужья и жены, братья и сестры, дети и родители. Большинство из них не могут выплатить свои долги сейчас и не отдадут их в будущем.

Банковская система всех стран, а Великобритании в особенности, стоит на том, чтобы вы не смогли расплатиться по своим долговым обязательствам и обслуживали свой долг вечно. Были на крючке до самой смерти. Хотя современные коллекторы смогут достать вас даже на том свете. Цель такой системы — покрыть долгами каждый свободный актив, превратить в своих должников абсолютно всех, от топ-менеджеров корпораций в центре Лондона до нищих фермеров с самых дальних окраин. Хотя с фермерами, конечно, попроще. Чтобы все, всё и всегда генерировало пассивный доход. И при этом получали его буквально несколько человек, а платили все остальные. Капитализм (голосом Арнольда Шварценеггера).

Порочность этой системы беспокоит кинематографистов уже очень давно. Но самым ярким примером ее разрушения стал знаменитый фильм Дэвида Финчера. В финале «Бойцовского клуба» он взрывает несколько небоскребов, в которых находятся офисы банковских корпораций. Таким радикальным способом Финчер и его персонажи пытались обнулить всеобщий долг, стереть данные о кредитах и если не уничтожить финансовую систему, то по крайней мере устроить ей основательную перезагрузку. Экономисты спорят о том, сработал бы такой способ в 1999-м, в год выхода фильма. Но сегодня, когда сеть интернет опутывает весь мир, взрыв нескольких зданий, какими бы высотными они ни были, не изменит уже ничего.

Тем более что одно дело снимать про это кино, а другое — реально сделать что-то, чтобы избавить людей от долгов. Герои документального фильма «Панк-банк», британские художники-акционисты Дэниел и Хиллари, решили бороться с долговыми обязательствами менее драматичным способом. Но более эффективным и по-британски остроумным. Хотя без взрывов все-таки обойтись не смогли.

Чтобы взорвать банковскую систему, они открыли собственный банк, со всем, что полагается. И стали печатать деньги на старом типографском станке. Только вместо королев, президентов или архитектурных памятников изобразили на них своих друзей, активистов и волонтеров, представителей разных благотворительных организаций с соседних улиц. Ведь и «настоящие» деньги — это просто кусочки нарезанной бумаги с типографским оттиском на ней, который люди договорились считать ценностью. В результате панк-банкиры собирались обменять все напечатанные «деньги» на фунты-стерлинги и выкупить долги своих соседей, всех жителей очень мрачного и депрессивного лондонского микрорайона, чего-то вроде Эльмаша или, скорее, Пехоты.

Не очень сложно предположить, чем бы закончилась такая финансовая партизанщина, случись она на Пехоте. Но экономические приключения лондонских анархистов все равно трогают до глубины души. В разных своих частях фильм выглядит как детектив или социальная драма, а его матчасть впечатляет и совсем не утомляет непосвященных.

Да, вероятно, в дикой России «Панк-банк» воспринимается как утопия. Но это не значит, что это все не про нас и тотальная закредитованность и разгул ростовщичества в виде микрокредитных организаций — это какая-то уникальная британская особенность. Вы вспомните об этом, когда в следующий раз понесете в банк ползарплаты.

Удачного просмотра.