Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Планы на выходные: книги, фильмы и подкаст, чтобы понять культуру Израиля

31 июля 2021, 11:11
Колонка
Планы на выходные: книги, фильмы и подкаст, чтобы понять культуру Израиля
Фото: Настя Кеда, 66.RU
Журналистка Марина-Майя Говзман в колонке 66.RU собрала произведения, в которые можно погрузиться на все выходные, изучая культуру Израиля. Из подборки вы узнаете об истории становления государства, о жизни в нем сейчас, а также о принципах и взглядах людей в этой стране.

Книги

Амос Оз, «Фима. Третье состояние»

Амос Оз — израильский классик, прозаик и журналист. Своего героя он сравнивает с Обломовым: герои и впрямь поразительно схожи, даром, что Фима, в отличие от Обломова, обитает не в Петербурге времен Российской империи, а в Иерусалиме — израильской столице. Нашего времени.

Этот роман текучий, медленный и вдумчивый, как сам Фима. Как же иногда хочется дать ему, Фиме, по голове! Уж слишком он порой кажется занудным и въедливым. Но это не минус романа, а, скорее, личный минус самого Фимы. Да и минус ли? Он, администратор в гинекологической клинике, некогда подавал большие надежды: его сборник стихов имел успех. Сейчас же Фима бесконечно философствует, теряясь в улочках Иерусалима, квартирах друзей, которых слегка раздражает, своих любовных треволнениях и чертогах уже немолодого разума.

После прочтения этой книги очень хочется наскоро покидать вещи в чемодан и срочно лететь в Иерусалим писать книгу. Даже если вы не писатель. В этом городе, мне кажется, вообще идеально предаваться любому творчеству и размышлениям. Чем Фима и занимается.

Давид Гроссман, «С кем бы побегать»

Сначала история. Однажды, когда я еще жила в Израиле и работала в одном из театров Тель-Авива, там ставили спектакль по книге Гроссмана. Я работала в день премьеры (у меня была нехитрая работа: проверять зал и сцену до и после спектакля, да запускать зрителей, но в качестве бонуса — это было самое приятное и стоило всего — бесплатные просмотры спектаклей) и в конце, когда грянули аплодисменты, мне всучили цветы и сказали, что всем их нужно срочно подарить. Я раздала тщедушные гвоздички актерам, как вдруг на сцену поднялся поджарый немолодой мужчина. Аплодисменты переросли в овации. А я застыла на сцене и решила, что все пошло не по плану. Тут меня стали подталкивать, чтобы я срочно дала ему цветок, и я, как дурочка, протянув его, сконфуженно спустилась вниз. Этим мужчиной был Давид Гроссман.

Давид Гроссман известен критикой израильских военных действий. Он, обладатель многих престижных премий, во время Второй Ливанской войны потерял сына, Ури Гроссмана, а спустя год на вручении литературной премии ЭМЕТ оказался пожать руку тогдашнему премьер-министру страны, Эхуду Ольмерту, потому что считал его виновным в гибели сына. Личность Гроссмана достойна отдельного знакомства — советую почитать о нем.

«С кем бы побегать» — один из его самых известных романов. Считается, что это подростковая книга — главному герою шестнадцать лет, и он пускается в опасное приключение, которое приведет его… к чему оно его только не приведет! Лично я люблю время от времени читать такую литературу, она легкая, но не примитивная, не слащавая, а именно по-хорошему близкая. К тому же в книге так блестяще описан Иерусалим и некоторые из его обитателей, что это — лучший вариант для тех, кто время от времени испытывает щемящее чувство тоски по этому невероятному городу. Ну, то есть для меня так точно.

Теодор Герцль, «Еврейское государство»

А почему нет? «Еврейское государство» — труд журналиста и писателя, основателя идеологии политического сионизма (идея возрождения еврейского народа на его исторической родине), Теодора Герцля. Короткая книга, которая читается меньше, чем за один вечер, — о том, каким задумывался Израиль (несмотря на то, что изначально речь шла вообще не об Израиле). Герцль писал «Еврейское государство» до начала Второй мировой, еще не зная, где оно появится. Да, он не писал конкретно про Израиль, но тем не менее выдвигал в качестве идей территории Палестины и Аргентины.

Герцль не дожил до осуществления своей мечты чуть меньше, чем полвека. Он умер в 1904 году, а независимость Израиля провозгласили 14 мая 1948 года. Труд Герцля — очень интересный документ времени: каким задумывалось еврейское государство, какие чаяния в него вкладывались. Интересно, что бы сказал основоположник сионизма, побывав в современном Израиле и увидев, каким он получился?

Иван Гончаренко, «Собачья служба. Истории израильского военного кинолога»

Почему интересен этот автор? Иван Гончаренко, в отличие от предыдущих писателей, родился ближе всего к нам — в Украине. В Израиль репатриировался, когда ему было 13 лет, а после учебы проходил интернатуру в ООН как помощник израильской миссии по ближневосточным вопросам. Не знаю, как он это делает, но во время чтения не покидает ощущение, что автор ведет с тобой доверительный диалог, будто вы сидите в кухне российской панельки друг напротив друга.

Почему интересна эта книга. Израильская армия — неоспоримая часть культуры Израиля. Во-первых, об израильской армии ходят легенды: даже в российских военных частях, к примеру, берут на вооружение методы подготовки израильской разведки. Во-вторых, в израильской армии служат и женщины, и мужчины, и… собаки! Если в детстве с замиранием сердца ждали новой серии «Мухтара» — вы знаете, что делать.

Эта книга — рассказ от лица самого Ивана, который служил в особом кинологическом подразделении израильской армии, «Окец». Но описывает он не только будни армейцев и взаимоотношения их между собой, но и подсвечивает важные черты характера современного израильтянина, его образ мышления и жизни, благодаря которым Израиль до сих пор существует и существует вот такой, какой он есть. Да, эта книга патриотична. Но вы удивитесь, насколько здоровым, не нарочитым и не стыдным может быть патриотизм. Да, такое бывает.

Дина Рубина, «Иерусалимцы»

Планы на выходные: книги, фильмы и подкаст, чтобы понять культуру Израиля
Фото: Youtube

«Да, в Иерусалиме много сумасшедших, скрывать это бессмысленно». Думаю, Дина Рубина не нуждается в представлении. Этот стиль и языковое богатство ни с чем не спутать, отвечаю.

«Иерусалимцы» — прекрасная книга, скроенная, как лоскутное одеяло, из самых разных типажей, характеров, героев, ситуаций и иерусалимских уголков. Каждый маленький отрывок по-своему смешной, пронзительный или трогательный. Мне редко везет на произведения, читая которые, буду искренне в голос хохотать, но когда обращаюсь к «Иерусалимцам» (последний раз перечитывала в поезде), не могу удержаться от смеха — такого, что все оборачиваются. Просто прочтите пару отрывков — они потрясающие.

Чтобы полюбить «Иерусалимцев» и иерусалимцев, вовсе необязательно иметь к ним какое-то отношение. Утверждаю субъективно, ибо ангажирована любовью к тем и другим.

Фильмы

«Еврейское счастье»

Конечно, для затравки лучше всего посмотреть восьмисерийный документальный фильм об Израиле, созданный съемочной группой Владимира Познера вместе с Иваном Ургантом. В фильме Познер и Ургант смачно едят (перед серией про Тель-Авив реально лучше поесть), общаются с местными, дискутируют между собой. Они посещают и кибуц, и израильскую военную часть, и пестрый восточный рынок. Их путешествие — не только развлекательный или гастрономический тур: одна из серий затрагивает арабо-израильский конфликт, другая — Холокост.

Не берусь судить, насколько достоверно им удалось раскрыть феномен Израиля. По крайней мере, первая серия, посвященная Иерусалиму, вызвала шквал критики: зрители обвиняли Познера во взгляде на столицу сквозь чрезмерные снобизм и высокомерие. Тут точно подходит выражение: «Сколько евреев — столько и мнений».

В последней серии авторы пытаются ответить на вопрос: кто такой еврей и в чем его еврейское счастье. Возвращаются в Иерусалим, отмечают Шабат. И, конечно же, снова обильно едят. Очень достойный и интересный проект, раскрывающий страну, ее обитателей и их образ жизни с разных сторон. Да, субъективный, но такой взгляд точно имеет место.

«Дирижер», Павел Лунгин

Второй в списке фильмов — тоже работа российского режиссера. Очень люблю этот фильм, смотрела два раза и оба — безутешно рыдала в конце. Сейчас, думаю, буду рыдать в начале и в середине тоже, потому что соскучилась по Израилю, а его в фильме много, к тому же музыка, к тому же личная драма главного героя, а еще несколько выразительных и фактурных сцен с иерусалимской (не просто израильской, а именно иерусалимской — она мне видятся несколько иной) молодежью. И концовка — кто-то скажет, предсказуемая, как по мне — на разрыв.

«Фокстрот», Самуэль Маоз

Возможно, это не первый фильм, который нужно смотреть, чтобы познакомиться с Израилем, так как некоторые вопросы, поднятые Маозом, особенно близки имеющим отношение к этой стране. С другой стороны, эти вопросы рождаются из местных реалий, но понятны каждому: за что мы воюем и с кем? Самуэль Маоз — знаковый режиссер для страны, несмотря на всего две полнометражки. Первая, «Ливан», взяла «Золотого льва» в Венеции в 2009 году. Спустя восемь лет появляется «Фокстрот». Кто-то считает, что эта лента — критика использования армией «неопытной молодежи для достижения политических целей». Не только об этом, но и об этом тоже.

Фильм любопытно выстроен. Зрителя кидает из одного времени в другое, как будто он идет по извилистому коридору и заглядывает в разные комнаты. Несмотря на сложное повествование, основные сюжетные линии сохраняются и ведут зрителя по этому лабиринту.

«Секреты», Ави Нешер

Впервые в этой подборке появляется каббалистический город Цфат. Действие происходит в его древних каменных стенах и начинается — в местной религиозной школе, куда родители-французы отправляют Мишель, чтобы усмирить ее непримиримый характер. Туда же поступает Наоми, дочь раввина, недавно потерявшая мать. Если Мишель — бунтарка, которая приехала в Цфат не по своей воле, то Наоми нет равных в толковании священных текстов и она мечтала пойти учиться в религиозное учреждение как мужчина. Необычный заход на острую тему равенства — в ортодоксальной среде эта тема важна так же, как и в светской. «Возможно, уже в нашем поколении женщина сможет стать раввином», — говорит Наоми наставница.

Девушки знакомятся с француженкой Анук, которая в Цфате ищет покой и очищение. Наоми и Мишель помогают ей, вдвоем они обсуждают священные писания и ритуалы, с помощью которых Анук сможет искупить свои грехи, ведут ее до самого конца. Спустя время у Наоми и Мишель появляются друг к другу чувства.

Это отнюдь не единственный фильм, где так или иначе затрагивается тема гомосексуальности в иудейском религиозном сообществе, но в «Секретах» она будто остается на периферии, отходит на второй план, появляясь только во второй части картины и подсвечивая характеры обеих девушек, не становясь сквозной линией сюжета. Очень тонкое, красивое кино.

Подкаст

«Чо там у евреев?»

«Чо там у евреев?» — еженедельный подкаст, в котором трое русскоязычных израильтян обсуждают последние новости страны. Подкаст делают Маша Малах, Лев Гольдот и Максим Сотников. С Машей и Максом мы знакомы лично, поэтому, помимо искреннего интереса к израильским новостям, мне просто приятно услышать их голоса и следить, как в их интонации проникает израильский акцент. Как будто мы сидим где-нибудь на террасе в Тель-Авиве.

Этот подкаст может быть интересен не только тем, кто как-то связан с Израилем, потому что зачастую новости, которые обсуждают ребята, любопытные сами по себе.

Например, в последнем выпуске от 23 июля ребята обсуждали потрясающее: в Тель-Авиве, городе, где практически у каждого жителя есть пес, несмотря на специальные парки и бесплатные пакеты, есть хозяева, которые не убирают за своими собаками: к борьбе за улицы без фекалий подключили технологии, и теперь у каждого питомца будут брать ДНК-тест, а потом сравнивать его с кучей на асфальте — платить расходы на тест и штраф будет хозяин. По-моему, это гениально, нам бы такое решение тоже не помешало!