Проект «Открытые экспедиции» стартовал 15 мая. За два месяца его участники совершили десять поездок по различным городам, где когда-то работали промышленные предприятия династии Демидовых. Главная цель — осмотреть заводы вместе с территориями, на которых они располагаются, и понять, можно ли привлечь к ним внимание туристов. Организаторы — кластер «гора Белая».
На руки волонтерам выдавали чек-листы, в которых они должны были по пятибалльной шкале оценивать те или иные параметры конкретных объектов: состояние подъездной дороги и прилегающей территории, сохранность заводских зданий, наличие поблизости предприятий общественного питания и общественных туалетов. Позже, проанализировав накопленный волонтерами массив информации, организаторы выберут несколько заводов и включат их в специальный туристический маршрут.
Я регистрировалась для участия в одной из экспедиций с первого их этапа — еще в июне. Сначала на специальном сайте нужно выбрать удобную дату со свободными местами и оставить свои данные, за неделю до поездки организаторы создают группу в WhatsApp, куда включают всех зарегистрированных.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Транспортом участников не обеспечивают. Все едут на своих машинах, если у тебя нет авто, то нужно в первые минуты успеть посмотреть, кто из присутствующих в чате — водитель, и успеть забронировать себе место в экипаже.
Автобус для туристов так и не заказали, но к окончанию экспедиций организаторы подключили услугу аренды автомобилей. |
Стоимость поездки разная — одни водители возьмут с пассажиров по 400–500 рублей, другие — 250. В итоге я поехала смотреть Верхние и Нижние Серги с Бисертью в компании со Светланой Орловой и ее подругой Алсу на Daewoo Matiz.
Собирались участники экспедиции у Ельцин Центра, регистрация — в 07:30 утра, на ней волонтеры получают чек-листы. Затем — старт.
Так Верхнесергинский железоделательный завод выглядел в ХIХ веке |
Так он выглядит сейчас |
Первая точка нашего маршрута — Верхнесергинский железоделательный завод, дорога от Екатеринбурга заняла полтора часа. Вся экскурсия по прибытии на место длилась 20 минут. На территорию самого завода нас не пустили — посмотреть на него можно было через щелку в заборе или запустив дрон. Вячеслав Пестриков, основатель экскурсии, быстро рассказал про бунт работников завода во времена Емельяна Пугачева, а затем мы поехали дальше.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Фото: Дарья Александрович, 66.RU |
---|
Мы несколько раз встречали на пути этого человека, и всех интересовал лишь один вопрос: «Одна ли лошадь в Верхних Серьгах?» Оказалось, да. |
В машине я начала заполнять первый чек-лист.
— Сколько поставите зданию завода? — советуюсь с попутчиками.
— Да я завод-то не видел толком, какой вопрос о его состоянии вообще! — ответили мне.
В общем, оценки получились такие: за подъездную дорогу к Верхнесергинскому заводу — 3, сам завод — 3, наличие туалетов и магазинов — 2. Если сюда начнут водить экскурсии, то дольше двух часов делать здесь нечего.
Нижнесергинский завод в конце 1990-х годов был вот таким |
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Cейчас его заброшенная часть выглядит вот так |
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
На территории бывшего чугуноплавильного и железоделательного завода сейчас находятся производственные корпуса Нижнесергинского метизно-металлургического завода (НЛМК-Урал). |
Фото: Григорий Постников,66.RU |
---|
Здесь на горе Кабацкой находился резервный источник воды, но сейчас, по словам местных жителей, его отсыпают. |
Интереснее оказалось в Нижних Сергах — экскурсию для участников здесь провел профессиональный экскурсовод. Правда, на территорию самого чугуноплавильного завода нас тоже не пустили. Единственное заброшенное здание, в которое удалось зайти, — бывший дом начальника заводоуправления.
Фото: Григорий Постников,66.RU |
---|
Фото: Григорий Постников,66.RU |
---|
Внутри на полу валялись старые бумаги, журналы учета, стулья, матрасы и книги времен СССР. На выходе я заметила, что кто-то из группы прихватил из дома старинный шильдик компании Hoyt Metal (вероятно, он ранее располагался на каком-то оборудовании) и несколько книг.
— Это пойдет в музей в Нейво-Рудянку. Я, так сказать, взял шефство над ним — ответил на мой вопрос один из участников экспедиции.
Территорию завода мы обошли примерно за 1 час 20 минут. Самым тяжелым был подъем на Кабацкую гору — слышали бы вы мое дыхание (лучше не надо).
Снова заполняю чек-лист: завод — 4 (можно подреставрировать — и вперед), дорога — 3, наличие общественных туалетов и магазинов — 3.
Фото: Григорий Постников,66.RU |
---|
Фото: Дарья Александрович, 66.RU |
---|
Дорога до Бисерти должна была занять час, но все пошло не по плану — навигатор сбился и мы свернули не туда, прибавив себе 20 километров и полчаса езды.
Фото: Дарья Александрович, 66.RU |
---|
Вот эта находка ушла в музей Нейво-Рудянки |
Фото: Григорий Постников,66.RU |
---|
В итоге на экскурсию в Бисерти мы опоздали, потому самостоятельно посмотрели на заброшку (Бисертский чугуноплавильный и железоделательный завод), перекусили и поехали обратно в Екатеринбург.
Чек-лист по заводу в Бисерти получился такой: подъездная дорога — 2 балла (ехать по ней невозможно — сплошные ямы), магазины и туалеты — 2 балла, завод и прилегающая территория — 2 балла (здесь сплошные руины).
Фото: Дарья Александрович, 66.RU |
---|
Фото: Григорий Постников,66.RU |
---|
Согласно макету, в XVIII веке завод в Бисерти выглядел так |
Сейчас в городе остались только его руины |
Первый этап экспедиций закончился 11 июля: всего их участники посетили 30 объектов, проехав около трех тысяч километров, второй этап стартует в августе — в него войдет уже не только Свердловская область, но и все регионы Большого Урала.
Если вы планируете поехать в такую экспедицию, будьте готовы, что заводы вы увидите мельком — экскурсии предусмотрены не на всех точках. С собой возьмите еду — времени купить ее на месте или заехать куда-то перекусить, скорее всего, не будет.