Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Хороший, плохой, партизанский. Павел Матяж о фильме «Красный призрак»

11 июня 2021, 14:45
Хороший, плохой, партизанский. Павел Матяж о фильме «Красный призрак»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
На этой неделе в кинотеатрах появился очень нестандартный фильм про войну с фашистами. Не милитаристская агитация, не духоподъемная трагедия, не эпический экшн с элементами мелодрамы и даже не музкомедия. А жесткий боевик, круто сваренный из спагетти-вестерна и супергероики.

За последние годы зрители привыкли к новому стандарту кино про Великую Отечественную. Фильмов про это выходит очень много, и реализаторы пытаются сделать их разными: «Зоя» совсем не похожа на «Собибор», «Сталинград» – на «Танки», а «Девятаев» – на «Цитадель». Но при всех стилистических и жанровых отличиях есть у них одно объединяющее обстоятельство. Даже больше, чем обстоятельство, скорее, причина. Они дорогие. Такому фильму легче всего получить господдержку. Поэтому про войну снимают топовые режиссеры, играют ведущие актеры, а спецэффекты, операторская работа и монтаж выполнены на максимально высоком для РФ уровне. Есть актеры, режиссеры и продюсеры, которые специализируются только на военных фильмах и прекрасно, очень уверенно себя чувствуют, поскольку обеспечены работой на годы вперед.

То, что тема победы советского народа над фашизмом является ключевой в современной политической повестке РФ, добавляет такому кино коммерческого потенциала. Вторая мировая и 76 лет спустя все время на слуху, про нее говорят в новостях и принимают новые законы, она является излюбленной темой разнообразных посланий и обращений президента Путина. Это превращает любую работу на тему ВОВ в локальный российский мейнстрим, продукт может быть и доходный, но совершенно безынтересный за рубежом и на фестивалях.

Для них там Вторая мировая – довольно далекое историческое событие. Актуализировать подобное старье в глазах аудитории, конечно, можно, но для этого потребуется интерпретатор уровня Нолана или Тарантино, который сможет подать тему из школьных учебников под новым неожиданным углом. Ну и еще неплохо бы делать паузы между такими фильмами, а не по 10 штук в год их выпускать на экраны.

Фото: Павел Матяж для 66.RU

Режиссер, сценарист и продюсер «Красного призрака» Андрей Богатырев, известный как автор одного из сезонов сериала «СашаТаня» и исторической спортивной драмы «Дикая лига», похоже, прекрасно это осознал, пока был слушателем академии театрального и кинематографического искусства имени Н. С. Михалкова. И снял практически на коленке совершенно партизанское кино. В смысле подхода. Впервые за много лет российский военный фильм выглядит не как наглая попытка нажиться на заряженной федеральными каналами аудитории, а как действительно интересный творческий эксперимент. Ну да, тут опять про Великую Отечественную войну, как ни крути. Но подача на этот раз принципиально отличается от большинства военных фильмов последних лет.

По бескрайней снежной пустыне едет «Фердинанд». Но не самоходное немецкое орудие, а автобус, такой же, как у Глеба Жеглова и Ко в «Месте встречи изменить нельзя». Машина останавливается у обрыва, из нее выходят немцы. Они ведут на расстрел странную парочку – высокую блондинку в буденовке и мужчину с мешком на голове.

В мешке оказывается голова актера Михаила Горевого («Шпионский мост»), загримированная под Гитлера. В драматическом диалоге, в котором никто никого не понимает, выясняется, что эти двое обреченных – артисты, они выступали перед красноармейцами с патриотическими номерами для поднятия боевого духа и были взяты в плен случайной разведгруппой гитлеровцев. Командир фашистов приказывает комедиантам плясать – продемонстрировать ему пропаганду, которой коммуняки пичкают своих солдат. И получает пулю в глаз. Под музыкальное сопровождение, имитирующее классические киношлягеры Эннио Морриконе. Подобный висельный юмор будет сопровождать видеоряд все 96 минут фильма.

Меткий стрелок со снайперской винтовкой и окровавленной повязкой через все лицо появляется из ниоткуда, уничтожает весь немецкий отряд и, не говоря ни слова, исчезает. Оставляя несчастных актеров и зрителей в зале в недоумении: это что сейчас было – постмодернистский гибрид вестерна и супергероики? «Красный призрак» так и останется загадкой и даже своего рода макгаффином. В смысле все остальные действующие лица будут о нем говорить и пытаться его найти, в первую очередь, конечно, фашисты из специального отряда вермахта, сформированного для поиска «Красного призрака», искать и умирать в этих поисках. О нем будут травить байки и небылицы красные партизаны. А он сам так ничего и не скажет. Как герой классического вестерна.

Красных партизан тут семеро, и говорить они будут предостаточно. Хотя большей части не досталось имен, потому что они представляют архетипы. Одессит в исполнении Павла Абраменкова («Дылды»), канонический балагур и весельчак из половины советских фильмов про войну. Суровый Лейтенант в форменной шинели и с автоматом ППШ, обычно таких играет Алексей Кравченко, но на этот раз сыграл Вячеслав Шихалеев («Раскол»). Седобородый старик, эдакий Иван Сусанин в исполнении Владимира Гостюхина, вот только ведет он в этот раз не поляков, а русских. Одноглазый, которого зовут Константин, но ему, так же как Красному призраку, не досталось реплик, так что сам он никого не зовет. Беременная военнослужащая Вера, функционал которой содержится в ее беременности. И тяжело раненный Командир (Олег Васильков – «Бумер», «Метод», «Брат-2»), который расскажет анекдот про американца, англичанина, русского и пинок под жопу.

А еще Замороженный, подозрительный и тоже как будто немой красноармеец, которого подобрали в лесу и хотели расстрелять на месте, но взяли с собой до выяснения. Его играет главная звезда фильма Юрий Борисов, но звезда он тут скорее номинальная, как Бред Питт в «Бесславных ублюдках», на самом деле сюжетно его роль чуть ли не самая маленькая в фильме. Меньше даже, чем у некоторых фашистов.

А вот фашистов намного больше семи. Как и во многих фильмах про партизан. Им чаще других приходилось встречаться с немцами лицом к лицу. Как на подбор юные, почти безусые голубоглазые мальчики со светловолосыми головами, из которых будут вышибать мозги красноармейцы, совсем не похожи на немецких солдат из большинства старых фильмов. В этом смысле кино явно ориентировано на западную аудиторию, которая не воспринимает германских солдат исключительно как «фашистскую силу темную» и «проклятую орду». Иностранный зритель рассчитывает на чуть более тонкий психологизм. Поэтому некоторым немцам тут досталось то, что не получили многие русские, – имена и реплики. При желании из них можно составить представление о характере.

Хотя главное тут, конечно, не перепалки, а перестрелки. Сочные, кровавые, очень эффектно поставленные боевые сцены – главное достоинство «Красного призрака». Их тут множество на любой вкус: суровые окопные рукопашные, как у Спилберга в «Спасении рядового Райана», позиционные тактические бои, как в какой-нибудь «Перестрелке», и оборонительная операция не хуже, чем в «Рио Браво». И еще, конечно, финальный спагетти-вестерн-поединок между главным фашистом и русским.

Можно и, наверное, нужно относиться к «Призраку» с иронией. Ну потому что невозможно в 21 веке испытывать по поводу Великой Отечественной все те же неизменные священный трепет и благородную ярость, как в 45-м. Да и некому скоро будет это все испытывать, кроме горстки столетних ветеранов и их уже тоже очень пожилых детей. Тем более что и не нужны старикам все эти новые фильмы, они будут до самой смерти рыдать над «Освобождением», «Летят журавли» и «Они сражались за Родину», и слава богу, и дай бог им здоровья.

А молодым-то что делать, тем, которые не могут уже (или еще?) физически испытать всю эту благородную ярость и священный трепет при всем желании? Правильно – смотреть «Красный призрак». Можно, конечно, считать его игрушечным, если никто тут ни разу не произнесет вслух имен Сталина и Гитлера, не споет песню о Родине, не скажет ничего про то, что позади Москва и поэтому не отступать и не сдаваться. Но это идеальный военный фильм, если разобраться. Суровый и жесткий, как Сall of duty или «Неизвестная война» – венгерская новелла из первого сезона «Love, Death & Robots». Посвященный всем неизвестным солдатам, погибшим во Второй мировой.

Никакой политики, никаких имен, никакого натужного гуманистического пафоса, ни притянутой за уши, только чтобы удовлетворить гипотетическую женскую аудиторию, мелодрамы, ни идиотских шуток, для того чтобы дать зрителям отдохнуть между боевыми сценами. Только огонь и смерть, чистый незамутненный лишними репликами боевик. А если герои шутят, то это самые мрачные и черные шуточки, на которые только способны российские сценаристы в категории 16+. Фильм мечты. В смысле, каждый советский ребенок, ну или мальчик по крайней мере, мечтал увидеть что-то подобное: чтобы русские и немцы мочили друг друга по башке неразорвавшимися гранатами и грызли зубами, по пояс в снегу. Не отвлекаясь на споры и любовные сцены. Воевали чтоб друг с другом. Под завывания ветра и Эннио Морриконе.

Удачного просмотра.