Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Героическая оборона китайского склада. Павел Матяж — о фильме «Восемь сотен»

8 мая 2021, 14:43
Героическая оборона китайского склада. Павел Матяж — о фильме «Восемь сотен»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В преддверии Дня Победы на российские экраны выходит китайская военная драма о событиях Второй мировой войны, она стала самым кассовым фильмом 2020 года.

Выход западных военных блокбастеров про Вторую мировую войну на российские экраны всегда провоцирует ожесточенные споры о том, у кого больше морального права снимать такое. Кто вообще выиграл эту войну? Но в этом году адепты Красной Армии получили удар в спину. В смысле, с востока. Оказывается, у Китайской народной республики тоже есть амбиции в борьбе за лавры победителя нацизма. И довольно серьезные, если измерять их с помощью калькулятора — китайский военный эпик «Восемь сотен» стал главным блокбастером пандемического 2020 года и заработал в прокате почти полмиллиарда долларов.

Как бы курьезно это ни звучало, в центре сюжета лежит реальная история того, как целых четыре дня восемьсот китайцев обороняли от 20 тысяч японцев склад на окраине Шанхая. В ролях героических защитников склада снялись все главные китайские актеры современности, на съемки были потрачены рекордные для КНР 80 миллионов долларов, воздвигнуты масштабные декорации, а для производства спецэффектов приглашены Тим Кросби («Люди Икс: Дни минувшего будущего») и Глен Босэулл («Матрица», «Хоббит»). Все эти парни вместили в два с половиной часа хронометража столько эпического пафоса, крови, пота и слез, что хватило бы еще на одно «Спасение рядового Райана» или «Перл-Харбор».

Героическая оборона китайского склада. Павел Матяж — о фильме «Восемь сотен»
Фото: kinopoisk.ru

Тут никак не обойтись без исторической справки. Потому что большинству российских зрителей о Второй мировой на востоке ничего не известно. Возникает множество вопросов. Что это еще за склад? И что за восемь сотен? Почему их так мало? В смысле как получилось, что многомиллионный Китай (уже тогда на планете жило 400 млн китайцев) на собственной территории оказался в таком меньшинстве против карликовой Японии? Какое отношение это все имеет ко Второй мировой, если происходит в 1937 году? И самое непонятное: почему китайские солдаты в фашистских касках? Они на чьей вообще стороне?

Героическая оборона китайского склада. Павел Матяж — о фильме «Восемь сотен»
Фото: kinopoisk.ru

Начнем с самого интересного. Тем более что немецкая форма на восьмистах китайских патриотах объясняет все остальное.

Героическая оборона китайского склада. Павел Матяж — о фильме «Восемь сотен»
Фото: kinopoisk.ru

На момент вторжения японцев в Китае уже 10 лет шла гражданская война между множеством разных этнических и политических сообществ. Но основными конкурентами были националисты во главе с генералиссимусом Чан Кайши и коммунисты Мао Цзэдуна. Маоистов поддерживал Советский Союз, а националистов — нацистская Германия. Китайские вооруженные силы воевали в основном друг с другом, и их с трудом можно было назвать регулярной армией, но те, что обороняли склад, воевали за Чан Кайши и были экипированы на немецкий манер.

Героическая оборона китайского склада. Павел Матяж — о фильме «Восемь сотен»
Фото: kinopoisk.ru

Этим фактом можно объяснить и долгий путь «Восьми сотен» к зрителю. Фильм снимали в 2018 году и должны были показать еще до пандемии, в 2019-м. Но в последний момент положили на полку «по техническим причинам». Которые заключались как раз в образе гоньминдановских солдат. Излишне героизированном, по мнению партийных цензоров. В кульминационный момент китайцы, преодолевая шквальный огонь противника и теряя десятки человек каждую минуту, воздвигают над складом… знамя современного Тайваня.

Героическая оборона китайского склада. Павел Матяж — о фильме «Восемь сотен»
Фото: kinopoisk.ru

Это непросто перевести на русский. Ну что-то из серии — если бы Гитлер напал на Россию во время гражданской войны и героями обороны Брестской крепости стали бы солдаты Врангеля или Колчака под российским триколором.

Героическая оборона китайского склада. Павел Матяж — о фильме «Восемь сотен»
Фото: kinopoisk.ru

Как раз подобное и произошло в Шанхае 1937 года. В последнее время все больше историков признают японское вторжение в Китай 1937 года частью Второй мировой. Ее началом даже. Типа не с вторжения в Польшу 1939 года все началось, а с вторжения в Китай в 1937-м.

Героическая оборона китайского склада. Павел Матяж — о фильме «Восемь сотен»
Фото: kinopoisk.ru

Войска Чан Кайши защищали Шанхай, но в итоге были разбиты и вынуждены отступить. Прикрывать отступление основных сил китайцев оставили 1-й батальон 524-го полка 88-й дивизии. 800 душ. На самом деле в два раза меньше, завышенное количество бойцов изначально было военной хитростью китайцев, но стало частью патриотического мифа, как 300 спартанцев или 28 панфиловцев. А знаменитый склад изначально являлся штабом этой 88-й дивизии. Так что «800 героев» просто остались защищать свой штаб, пока остальная дивизия отступала.

Героическая оборона китайского склада. Павел Матяж — о фильме «Восемь сотен»
Фото: kinopoisk.ru

Однако в диспозиции китайцев был и дополнительный смысл. Дело в том, что склад находился не просто на окраине города, но и на границе Китая с территориями иностранных торговых концессий (Шанхайский международный сеттльмент (англ. Shanghai International Settlement, кит. 上海公共租界) — территория Шанхая, находившаяся под международным управлением с 1842 по 1943 год). Китай и концессии разделяла не очень широкая река Сучжоухэ. С одной ее стороны город был полностью разрушен и завален трупами, а с другой стороны кипела жизнь, ходили трамваи, работали казино и ночные клубы. На территории концессии проживали граждане Великобритании, США, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Германии, Дании, Швеции, Норвегии, Испании, Португалии, Перу, Мексики и Швейцарии. В основном дипломаты, сотрудники консульств и торговые агенты, но у них была и собственная почта, врачи, пожарные, полиция и так далее. Концессии хранили нейтралитет, и поэтому ни китайские, ни японские солдаты не могли ступить на их землю.

Героическая оборона китайского склада. Павел Матяж — о фильме «Восемь сотен»
Фото: kinopoisk.ru

По замыслу китайцев героическая оборонительная операция должна была произвести впечатление на иностранных наблюдателей и продемонстрировать международному сообществу боеспособность китайской армии и ее готовность сражаться. Ну то есть это и задумывалось как пропагандистская акция с целью вызвать сочувствие на Западе. Не столько настоящая война, сколько театрализованное представление.

Героическая оборона китайского склада. Павел Матяж — о фильме «Восемь сотен»
Фото: kinopoisk.ru

И оно удалось на славу. Именно наблюдатели и пресса со всех концов света сделали этот крохотный бессмысленный эпизод никому не интересной войны на задворках цивилизованного мира событием, придали ему дополнительный вес, статус, добавили просмотров, говоря современным языком.

Героическая оборона китайского склада. Павел Матяж — о фильме «Восемь сотен»
Фото: kinopoisk.ru

Само наличие этого странного сюрреалистического задника из ярких неоновых вывесок популярных европейских брендов, дирижаблей, роскошно одетых горожан, наблюдающих в бинокли, подзорные трубы и просто так на жестокую бойню на другом берегу реки, сделали «Восемь сотен» уникальным зрелищем. Безумно странным, кровавым, временами напоминающим не «Спасение рядового Райана» даже, а «Шокирующую Азию», настолько там много разорванных тел и вывороченных внутренностей. Но вместе с тем и поэтическим, гротескным, как «Апокалипсис сегодня». Под таким же непрекращающимся дождем, превращающим поле боя в живопись.

Героическая оборона китайского склада. Павел Матяж — о фильме «Восемь сотен»
Фото: kinopoisk.ru

Нет, все это, конечно, не сделало «Восемь сотен» менее бессмысленным в военном смысле. Все эти бедные азиаты страдали и умирали абсолютно напрасно. Британские, американские, французские и советские дипломаты не изменили своих позиций и не меняли до тех пор, пока в войну не вступила фашистская Германия. И все не началось по-взрослому: Прага, Варшава, Дюнкерк, Париж, Брест, Ржев, Москва, Сталинград, Перл-Харбор, Мидуэй, Берлин, Хиросима, Нагасаки.

Героическая оборона китайского склада. Павел Матяж — о фильме «Восемь сотен»
Фото: kinopoisk.ru

Но теперь рядом с этими эпическими событиями будет трогательный китайский фильм про склад на задворках Шанхая, который превратился в Аламо, Трою, Иерусалим и Константинополь, вырвался из лап коммунистических цензоров и спас китайский прокат. Может, и нашему поможет.

Удачного просмотра.