Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Героическая оборона китайского склада. Павел Матяж — о фильме «Восемь сотен»

8 мая 2021, 14:43
Героическая оборона китайского склада. Павел Матяж — о фильме «Восемь сотен»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В преддверии Дня Победы на российские экраны выходит китайская военная драма о событиях Второй мировой войны, она стала самым кассовым фильмом 2020 года.

Выход западных военных блокбастеров про Вторую мировую войну на российские экраны всегда провоцирует ожесточенные споры о том, у кого больше морального права снимать такое. Кто вообще выиграл эту войну? Но в этом году адепты Красной Армии получили удар в спину. В смысле, с востока. Оказывается, у Китайской народной республики тоже есть амбиции в борьбе за лавры победителя нацизма. И довольно серьезные, если измерять их с помощью калькулятора — китайский военный эпик «Восемь сотен» стал главным блокбастером пандемического 2020 года и заработал в прокате почти полмиллиарда долларов.

Как бы курьезно это ни звучало, в центре сюжета лежит реальная история того, как целых четыре дня восемьсот китайцев обороняли от 20 тысяч японцев склад на окраине Шанхая. В ролях героических защитников склада снялись все главные китайские актеры современности, на съемки были потрачены рекордные для КНР 80 миллионов долларов, воздвигнуты масштабные декорации, а для производства спецэффектов приглашены Тим Кросби («Люди Икс: Дни минувшего будущего») и Глен Босэулл («Матрица», «Хоббит»). Все эти парни вместили в два с половиной часа хронометража столько эпического пафоса, крови, пота и слез, что хватило бы еще на одно «Спасение рядового Райана» или «Перл-Харбор».

Фото: kinopoisk.ru

Тут никак не обойтись без исторической справки. Потому что большинству российских зрителей о Второй мировой на востоке ничего не известно. Возникает множество вопросов. Что это еще за склад? И что за восемь сотен? Почему их так мало? В смысле как получилось, что многомиллионный Китай (уже тогда на планете жило 400 млн китайцев) на собственной территории оказался в таком меньшинстве против карликовой Японии? Какое отношение это все имеет ко Второй мировой, если происходит в 1937 году? И самое непонятное: почему китайские солдаты в фашистских касках? Они на чьей вообще стороне?

Фото: kinopoisk.ru

Начнем с самого интересного. Тем более что немецкая форма на восьмистах китайских патриотах объясняет все остальное.

Фото: kinopoisk.ru

На момент вторжения японцев в Китае уже 10 лет шла гражданская война между множеством разных этнических и политических сообществ. Но основными конкурентами были националисты во главе с генералиссимусом Чан Кайши и коммунисты Мао Цзэдуна. Маоистов поддерживал Советский Союз, а националистов — нацистская Германия. Китайские вооруженные силы воевали в основном друг с другом, и их с трудом можно было назвать регулярной армией, но те, что обороняли склад, воевали за Чан Кайши и были экипированы на немецкий манер.

Фото: kinopoisk.ru

Этим фактом можно объяснить и долгий путь «Восьми сотен» к зрителю. Фильм снимали в 2018 году и должны были показать еще до пандемии, в 2019-м. Но в последний момент положили на полку «по техническим причинам». Которые заключались как раз в образе гоньминдановских солдат. Излишне героизированном, по мнению партийных цензоров. В кульминационный момент китайцы, преодолевая шквальный огонь противника и теряя десятки человек каждую минуту, воздвигают над складом… знамя современного Тайваня.

Фото: kinopoisk.ru

Это непросто перевести на русский. Ну что-то из серии — если бы Гитлер напал на Россию во время гражданской войны и героями обороны Брестской крепости стали бы солдаты Врангеля или Колчака под российским триколором.

Фото: kinopoisk.ru

Как раз подобное и произошло в Шанхае 1937 года. В последнее время все больше историков признают японское вторжение в Китай 1937 года частью Второй мировой. Ее началом даже. Типа не с вторжения в Польшу 1939 года все началось, а с вторжения в Китай в 1937-м.

Фото: kinopoisk.ru

Войска Чан Кайши защищали Шанхай, но в итоге были разбиты и вынуждены отступить. Прикрывать отступление основных сил китайцев оставили 1-й батальон 524-го полка 88-й дивизии. 800 душ. На самом деле в два раза меньше, завышенное количество бойцов изначально было военной хитростью китайцев, но стало частью патриотического мифа, как 300 спартанцев или 28 панфиловцев. А знаменитый склад изначально являлся штабом этой 88-й дивизии. Так что «800 героев» просто остались защищать свой штаб, пока остальная дивизия отступала.

Фото: kinopoisk.ru

Однако в диспозиции китайцев был и дополнительный смысл. Дело в том, что склад находился не просто на окраине города, но и на границе Китая с территориями иностранных торговых концессий (Шанхайский международный сеттльмент (англ. Shanghai International Settlement, кит. 上海公共租界) — территория Шанхая, находившаяся под международным управлением с 1842 по 1943 год). Китай и концессии разделяла не очень широкая река Сучжоухэ. С одной ее стороны город был полностью разрушен и завален трупами, а с другой стороны кипела жизнь, ходили трамваи, работали казино и ночные клубы. На территории концессии проживали граждане Великобритании, США, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Германии, Дании, Швеции, Норвегии, Испании, Португалии, Перу, Мексики и Швейцарии. В основном дипломаты, сотрудники консульств и торговые агенты, но у них была и собственная почта, врачи, пожарные, полиция и так далее. Концессии хранили нейтралитет, и поэтому ни китайские, ни японские солдаты не могли ступить на их землю.

Фото: kinopoisk.ru

По замыслу китайцев героическая оборонительная операция должна была произвести впечатление на иностранных наблюдателей и продемонстрировать международному сообществу боеспособность китайской армии и ее готовность сражаться. Ну то есть это и задумывалось как пропагандистская акция с целью вызвать сочувствие на Западе. Не столько настоящая война, сколько театрализованное представление.

Фото: kinopoisk.ru

И оно удалось на славу. Именно наблюдатели и пресса со всех концов света сделали этот крохотный бессмысленный эпизод никому не интересной войны на задворках цивилизованного мира событием, придали ему дополнительный вес, статус, добавили просмотров, говоря современным языком.

Фото: kinopoisk.ru

Само наличие этого странного сюрреалистического задника из ярких неоновых вывесок популярных европейских брендов, дирижаблей, роскошно одетых горожан, наблюдающих в бинокли, подзорные трубы и просто так на жестокую бойню на другом берегу реки, сделали «Восемь сотен» уникальным зрелищем. Безумно странным, кровавым, временами напоминающим не «Спасение рядового Райана» даже, а «Шокирующую Азию», настолько там много разорванных тел и вывороченных внутренностей. Но вместе с тем и поэтическим, гротескным, как «Апокалипсис сегодня». Под таким же непрекращающимся дождем, превращающим поле боя в живопись.

Фото: kinopoisk.ru

Нет, все это, конечно, не сделало «Восемь сотен» менее бессмысленным в военном смысле. Все эти бедные азиаты страдали и умирали абсолютно напрасно. Британские, американские, французские и советские дипломаты не изменили своих позиций и не меняли до тех пор, пока в войну не вступила фашистская Германия. И все не началось по-взрослому: Прага, Варшава, Дюнкерк, Париж, Брест, Ржев, Москва, Сталинград, Перл-Харбор, Мидуэй, Берлин, Хиросима, Нагасаки.

Фото: kinopoisk.ru

Но теперь рядом с этими эпическими событиями будет трогательный китайский фильм про склад на задворках Шанхая, который превратился в Аламо, Трою, Иерусалим и Константинополь, вырвался из лап коммунистических цензоров и спас китайский прокат. Может, и нашему поможет.

Удачного просмотра.