Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Две женщины и ребенок в глухих горах Дагестана: личный опыт одного туристического трипа

Две женщины и ребенок в глухих горах Дагестана: личный опыт одного туристического трипа
Фото: Дарья Борисова, 66.RU
Дагестан привлекает любителей дикой природы множеством природных достопримечательностей, по которым можно прогуляться в одиночку. Корреспондент 66.RU проехала по горной части Дагестана на машине и делится своим опытом.

Я люблю горы. И терпеть не могу, когда по ним гуляют толпы туристов. И живу по принципу: если это красиво, то стоит туда забраться ради эффектного кадра. А как оттуда выбираться – разберемся потом.

Сбор

В дорогу мы с дочерью Таней и мамой отправились 4 сентября. Опыт автономных автомобильных путешествий был накоплен большой, поэтому сборы заняли один день. В багажнике моего Ford C-max было в основном туристическое снаряжение: палатки, спальные мешки, котелок, топор, посуда, запас продуктов на двое суток, вода, личные вещи. Для семилетней дочери – игры, в которые можно поиграть в машине, и mp3-плеер с 6 Гб аудиокниг.
Очень внимательно собрали документы, потому что по опыту я знала, что в южных республиках их проверяют часто и дотошно: российские паспорта, свидетельство о рождении, документы на машину.

Маршрут

Расстояние до Дагестана в 2200 км мы преодолели за два дня. Ночевали в придорожных гостиницах, ели в кафе. Экипаж слаженный. Знали, что надо потерпеть дорожный нон-стоп, чтобы потом не спеша наслаждаться природой северокавказской республики.

Путь был проложен оптимальный: Екатеринбург – Уфа – Тольятти – Саратов – Волгоград – Элиста – Бабаюрт.

У меня не было времени тщательно проработать маршрут по Дагестану, потому что решение о поездке принималось за сутки. Из перечня достопримечательностей Дагестана, обязательных к посещению, был только Сулакский каньон.

В республику въехали ночью. Нашли приличную гостиницу в Бабаюрте, где я, пользуясь вайфаем, составила целый список мест, где хочу побывать.

Утром местный дальнобойщик помог мне с логистикой, пронумеровал мой список в том порядке, как ведет мимо них дорога.

Две женщины и ребенок в глухих горах Дагестана: личный опыт одного туристического трипа
Фото: Дарья Борисова, 66.RU

Дорожный контроль

Российские дорожно-постовые службы мной не интересовались. О камерах предупреждал антирадар и встречный транспорт. На территории Дагестана начались бесконечные проверки. В каждом районе у меня спрашивали, куда и с какой целью я еду, изучали мои документы и моих спутников, записывали данные в специальный журнал. На контрольно-пропускных пунктах чаще всего стояли русские военные, общались любезно.

Дорога шла по населенным пунктам типа Хасавюрта, названия которых нехорошо отзывались в памяти в связи с терактами в 2000-х годах. Тут-то на очередном КПП меня и остановил дагестанский полицейский, который сказал, что я пересекла сплошную линию, выполняя его требование остановиться. После 10-минутной дискуссии мне удалось его убедить, что эта сплошная линия обозначает край проезжей части и нарушения не было. После этого меня пригласили в бетонную будку 1,5 на 1,5 метра без окон и дверей. Переписав положенные данные, полицейский уточнил, не передумала ли я дать ему взятку за пересечение сплошной. А потом начал выпрашивать у меня денег: «Ну дай хоть тысячу! А мы с ребятами чая с печеньками выпьем за твое здоровье». Пришлось взывать к совести, что негоже взрослому дяде у девчонки денег просить.

Две женщины и ребенок в глухих горах Дагестана: личный опыт одного туристического трипа
Фото: Дарья Борисова, 66.RU

Дождь в Дагестане

По словам местных, дождь в конце лета и в начале сентября бывает крайне редко. Но мы счастливые. Вечером во время нашего подъема по довольно крутому и узкому серпантину начался ливень. В какой-то момент мне пришлось резко бросить машину на встречку, потому что на крышу с грохотом обрушился поток воды. Оказывается, в темноте я не заметила водопад, который в сухую погоду тонкой струйкой стекал справа по скале, а сейчас превратился в Ниагару.

Одна из достопримечательностей Дагестана, через которую был проложен наш маршрут, – Карадахская теснина. Во время дождя она становится опасной. По дну этого сланцевого ущелья бежит небольшая речка, которую в сухую погоду можно перешагнуть. Но в дождь этот ручей в считаные минуты превращается в мощный поток. Вода поднимается на несколько десятков метров очень быстро. Поэтому нас предупредили, что при первых каплях дождя надо бежать оттуда во все лопатки. Мы решили, что свою дозу осадков уже получили и бояться нечего.

Две женщины и ребенок в глухих горах Дагестана: личный опыт одного туристического трипа
Фото: Дарья Борисова, 66.RU

Национальная забава

Перед входом в Карадахскую теснину на дороге были припаркованы две черные «Лады Приоры» с местными номерами (любимая марка и цвет у местных джигитов). Из ущелья доносились звуки выстрелов. Я засомневалась, продолжать ли путь. Если там охотники, то не сойти бы за добычу.

Когда мы вошли в долину перед тесниной, выстрелы звучали редко. Мои спутницы на хлопки не обратили внимания. В какой-то момент пули засвистели над головой, мы упали на землю под большим камнем. Выстрелы стихли. Неподалеку услышали русскую речь. Я вышла из-за камня и закричала, чтобы не стреляли. Но над нами еще пару раз пальнули. Пригибаясь к земле вдоль гряды камней, подошла ближе. Увидела шестерых мужчин разного возраста. Они приветливо заговорили. Извинились, что напугали нас, и предложили пострелять. Желания не возникло. Они, оказывается, просто развлекались, стреляя по скалам. Даже не охотились.

Две женщины и ребенок в глухих горах Дагестана: личный опыт одного туристического трипа
Фото: Дарья Борисова, 66.RU

Дороги

Дороги в Дагестане в основном хорошие. В горной части это вполне приличный асфальт или хорошо укатанная грунтовка. Но дорожные указатели не везде новые и могут повести по опасным дорогам.

Между Карадахом, где мы прогулялись по теснине, и Хунзахом, куда мы поехали любоваться 70-метровым водопадом, всего 30 км. В один момент и дорожный указатель, и навигатор отправили меня направо с основной дороги. Вместо асфальта мы поехали по хорошей грунтовке, которая становилась все хуже.

Когда я поняла, что по этой дороге нельзя проехать на нашей машине – было уже поздно. Шел постоянный набор высоты с разным углом. Но достаточно круто, из-за чего приходилось проходить все 180-градусные повороты серпантина на скорости. Выходя на 20км/ч из очередного виража, я была готова ободрать все бока и зеркала своего «Си-Макса», только бы не остановиться.

Если бы я встала, то тронуться с места бы уже не смогла. Очень большой вес для движка объемом 1,6 л. И большая нагрузка из-за подъема. Задом на спуске я бы эти повороты не одолела. Да и не факт, что резина обеспечила бы нормальное сцепление. Было много мелких, живых камней. Ширина дороги не превышала трех-четырех метров. С одной стороны – скала, с другой – бездна. О встречке я не думала. В машине была тишина. Через 10 км этого дикого подъема наступило выполаживание. Хотелось воды, но руки от руля я оторвать не решалась. Понимала, что если сейчас остановлюсь передохнуть, то испугаюсь, зареву и никуда не поеду. А до Хунзаха по навигатору еще 8 км. После относительно ровного участка вновь начался подъем. Но дорога стала шире и немного отодвинулась от края обрыва.

Когда я въехала на окраину Хунзаха и спросила, где тут центр поселка, местные вытаращили на меня глаза. Тогда я первый раз услышала, что в подъем по этой дороге не ездят даже местные джигиты, только на спуск. И что я могла спокойно проехать 30 км по отличному свежему асфальту, а не 18 км по горной грунтовой дороге.

Две женщины и ребенок в глухих горах Дагестана: личный опыт одного туристического трипа
Фото: Дарья Борисова, 66.RU

Гостеприимство

Пока я приходила в себя, ко мне подошел местный и спросил, есть ли у меня место для ночевки. Пригласил в гости. Оставил свой номер телефона и уехал. В течение 30 минут ко мне подошли еще пятеро хунзахцев и пригласили в гости. Мы приняли приглашение самого первого – Магомеда.

В честь нашего приезда он пригласил своих друзей. Его жена и старшая дочь в кунацкой накрыли стол с традиционными блюдами.

Первый раз я была участницей традиционного, непоказушного застолья. С тамадой и тостами за гостей. Магомед называл нас мужественными людьми за то, что не побоялись и приехали в горную часть Дагестана путешествовать.

За мою смелось гости Магомеда поднимали тост несколько раз. Мне было ужасно неловко и хотелось рассказать свое видение этой ситуации. Но женщинам за столом в Дагестане редко предоставляют слово.

Весь следующий день Магомед показывал нам окрестности Хунзаха, отменив все свои дела.

Две женщины и ребенок в глухих горах Дагестана: личный опыт одного туристического трипа
Фото: Дарья Борисова, 66.RU

Дети

Дагестанцы обожают детей. Во время нашей поездки сначала все внимание и гостеприимство они обрушивали на дочь, а потом уже выслушивали мои вопросы и просьбы. Везде, где мы останавливались хотя бы на пять минут, она приходила к машине с угощениями.

Дети местных приветливые и отзывчивые. Пока мы гостили у Магомеда, его дочь не ходила в школу, чтобы провести время с Таней и развлечь ее. Познакомила со всеми друзьями, научила национальной игре и нескольким словам по-дагестански.

Две женщины и ребенок в глухих горах Дагестана: личный опыт одного туристического трипа
Фото: Дарья Борисова, 66.RU

Жилье

Палатку в Дагестане мы не поставили ни разу. В крупных поселках ночевали в туркомплексах и хостелах. В маленьких селах нас приглашали в гости местные жители. Причем делать для этого ничего не нужно. Я просто останавливалась в центре осмотреться, и ко мне всегда кто-то подходил и расспрашивал, откуда мы приехали. Туристов на машинах в горной части республики не так уж и много. Местные реагируют на номер региона. И если он не московский, то радушно приглашают в свой дом.

Две женщины и ребенок в глухих горах Дагестана: личный опыт одного туристического трипа
Фото: Дарья Борисова, 66.RU

Топ-6 чудес горного Дагестана

  • Сулакский каньон по глубине превышает даже американский Гранд-Каньон – более 1900 метров. Удобнее всего любоваться им из поселка Дубки, где оборудована смотровая площадка.
  • Карадахская теснина находится между Гунибом и Карадахом. Длиной она 400 метров, от 2 до 5 метров в ширину и 150 метров в высоту. Доехать до нее можно на любой автомашине. Непопулярное у туристов место, потому что находится в стороне от основных магистралей.
  • Сары-Кум – самый большой песчаный бархан в Европе. Находится в 18 км от Махачкалы. Именно здесь закапывали в песок абрека Саида из «Белого солнца пустыни». Откуда взялась огромная куча песка посреди глинистой степи, ученые так и не установили.
  • Водопад Тобот. С Хунзахского плато падает вниз 70-метровый поток воды, образуя внизу небольшое озеро. Лучше всего любоваться им в мае и июне, когда с гор сходит вода. Зимой Тобот превращается в гигантскую полую сосульку. Над плато летают огромные орлы стаями по 15–20 птиц. Эпическое зрелище.
  • Путь к Салтинскому подземному водопаду ведет по руслу реки в теснине. В начале лета без резиновых сапог там нечего делать. Фактически он находится не под землей, а в очень узком месте каньона, стены которого создают ощущение того, что ты в пещере. В конце лета водопад часто пересыхает.
  • Горный аул Гамсутль, в котором никто не живет, находится на высоте 1,5 км над уровнем моря. От домов остались только стены, в некоторых еще сохранилась какая-то утварь. Маршрут для выносливых, потому что до аула придется идти пешком чуть более километра по горной тропе.
Две женщины и ребенок в глухих горах Дагестана: личный опыт одного туристического трипа
Фото: Дарья Борисова, 66.RU