Последний раз Ричи и Стэйтем встречались на съемочной площадке в 2005. С тех пор британский режиссер ушел сначала от Мадонны, потом — в дорогое студийное кино. А Стэйтем стал звездой пацанских пабликов «ВКонтакте» и некоторых знаковых блокбастеров. Как произошло воссоединение пары, которая в свое время рука об руку пришла на большой экран?
«Успешные люди не делают того, что делают неуспешные» ©
Инкассаторская компания терпит людские убытки, когда на работу приходит наниматься смурной тип (Эйч) с чистой биографией: не был, не состоял, не участвовал, не привлекался, работал в ЧОПе, без в/п и ч/ю.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Коллеги сразу подозревают Неладное, и сам Эйч подозревает, и все очень подозрительно, но не слишком понятно, правда, недолго.
«За ****** и двор стреляю в упор» ©
Под звездочками — спойлер. Который, впрочем, раскрывают уже во II акте, поэтому интрига протянется недолго.
Фото: фирмы-производителя |
---|
И в этом, пожалуй, главная претензия к постановке: в «Гневе» почти нет характерных ричевских фишек с нелинейным повествованием, параллельным монтажом, внезапным хронологическим твистом в развязке. Как нет и рубленых клиповых нарезок, обаятельных гоп-придурков и ощущения пусть кровавой, но буффонады.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Наоборот, тут все на максимально серьезных щах и в выдержанном миноре. Все приметы работы мастера (социальное околодно, мелкое ворье, ограбления разной степени неудачности) на месте. Но работа не ощущается работой Ричи. Скорее, перед нами что-то типа «Схватки» Майкла Манна: очень вязко, брутально, безысходно и мрачно.
«Меня мамочка рожала — вся милиция дрожала» ©
Методы нанесения увечий — под стать суровой реальности сценарных решений. Это не «Джон Уик» с его балетом, и не изобретательность недавнего «Никто» Ильи Найшуллера, когда банальный шуруповерт не то, чем кажется, и может сломать человеку все — и в трех местах.
Фото: фирмы-производителя |
---|
В «Гневе…» суровые мужланские мужланы с серьезными лицами ломают друг другу кости и простреливают печень, легкое, селезенку. На максимально статичных и длинных планах (привет, бездарный аниме-монтаж Mortal Kombat).
Фото: фирмы-производителя |
---|
Экшен в «Гневе…» резко отличается от других работ со Стэйтемом — в частности, мультяшного и несерьезного «Форсажа», трейлер очередной части которого на контрасте идет перед сеансом. Это предельно некрасивое и болезненное действо, не переходящее при этом грань тошнотного натурализма.
«Одна ошибка — и ты ошибся» ©
Состоялось ли возвращение звездного дуэта? Ну, фильм идет в кино, на него можно сходить — состоялось. Другой вопрос, каким оно состоялось? Гай Ричи вырос из авторского инди, прошел горнило студийного Голливуда, взлетал и падал — и продолжает искать себя. Творить, экспериментировать. Получается?
Фото: фирмы-производителя |
---|
Получается. Крепкое жанровое кино с колоритными типажами и «серой» моралью — это когда никто до конца не не прав: ни старики-разбойники «афганцы», ни простые работяги-инкассаторы со своими планами на пенсию. Тут нет однозначно плохих и однозначно хороших персонажей: любящий отец и верный гражданин своей страны может отдавать гнусные приказы, а свойский парень-бро — предать, преследуя свои цели. Правда у каждого тоже будет своя, а истины — нет ее, — как бы говорит нам постаревший и заматеревший Гай Ричи.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Стэйтем же… Стэйтем — экс-член сборной Великобритании по прыжкам в воду, и это видно. В ином трамплине у бассейна больше артистизма, чем в великом мудреце и герое боевиков. Но в заданной системе координат и внутри сценарной необходимости он крайне органичен и к месту.
Фото: фирмы-производителя |
---|
После начального этапа карьеры — с гоп-комедиями под разудалый британский рок — Гая Ричи мотало из стороны в сторону. Он успел поставить шпионскую комедию, фэнтези, кинокомикс про Холмса и даже диснеевский «мультфильм». Не все работы собирали в прокате и не все были тепло встречены критиками. При этом он в любом жанре и формате был верен себе, и его твердый авторский почерк и визуальный язык проглядывали везде (кроме «Аладдина»). Даже «Артур» был чисто гаеричевским продуктом с мелкими жуликами — только не в привычном Лондоне, а в римском Лондиниуме. В «Гневе…» я впервые не вижу Гая Ричи, вижу только хорошее криминальное кино.
Такие еще с Лиамом Ниссоном снимают.