Репутация Сарика Андреасяна настолько чудовищна, что за того, кого он выбирает мишенью следующего проекта, непроизвольно волнуешься. Даже если этот кто-то – Андрей Чикатило.
Последние несколько недель все обсуждали страшные слухи о том, что у Сарика новый суперамбициозный сериал (ну а когда у Андреасяна было что-то не амбициозное). Что в одной из ролей будет задействован любимый актер Андреасяна Дмитрий Нагиев. И что весь пандемический год они снимали где-то в лесах. И вот 18 марта 2021-го на канале ОККО состоялась премьера первой серии. Всего их будет восемь.
Начинается все минетом в зале ожидания какого-то периферийного автовокзала. На изумленных глазах двух сотрудников советской милиции. В последние лет двадцать режиссеры крайне редко решаются вести линейное повествование.
Они стартуют откуда-то с середины, еще лучше с конца, показывают тело, живое и обнаженное или мертвое и расчлененное, а лучше и то и другое сразу, чтобы долбануть зрителя посильнее и приковать его внимание шок-контентом. «Если хотите, чтобы люди вас слушали, недостаточно вежливо трогать их за плечо. Вам нужно бить их молотом. Только тогда вы поймете, что привлекли их пристальное внимание», – говаривал маньяк, съехавший на почве религии, из фильма «Семь». Это работает не только в триллерах, кстати. Вот и Сарик решил начать с орального секса на вокзале. Неудачного, надо сказать.
Так могла бы начинаться молодежная комедия. Если бы не антураж. Сарик Андреасян никогда не чурался цитировать в своей работе мощные референсы. Оператор, художник-постановщик и композитор «Чикатило» так постарались воспроизвести атмосферу британского «Чернобыля», что получилось практически один в один. Угловатые обшарпанные советские скамейки, кафельная плитка, все какое-то тусклое, блеклое, черно-серое, зловещее. Неудивительно, что у любовной пары ничего не получилось в такой обстановке.
После худшего минета в истории российского кино знаменитый маньяк оказывается в руках правоохранительных органов. Впрочем, в реальности после ареста на автовокзале Чикатило был отпущен за недостаточностью улик и продолжил убивать. Похоже, что Андреасян описывает именно этот эпизод. Так что группа московских следователей во главе с Константином Лавроненко («Возвращение», «Изгнание», «Аванпост») еще хватит с ним горя за следующие семь серий.
Если считать только художественные фильмы, то это пятая попытка экранизировать историю Чикатило. Первый фильм американцы снимали в Венгрии, в 1995-м, практически по горячим следам, милицию там представляли Стивен Ри, Дональд Сазерленд и Макс фон Сюдов, а маньяка сыграл Джеффри ДеМанн. В 2004-м в итальянском фильме «Эвиленко» в Чикатило перевоплотился великий и ужасный Малкольм Макдауэлл. Еще через 10 лет, в 2015-м, для поимки серийного убийцы снова собралась суперзвездная актерская команда: Гэри Олдман, Том Харди, Венсан Кассель, Юэль Киннаман и Нуми Рапас.
В 2017-м и российские кинематографисты смогли наконец предложить свою версию событий. На телеканале «НТВ» был показан десятисерийный фильм «Консультант», немногочисленные зрители хвалят его за реалистичность и дотошность.
У Сарика Андреасяна и платформы ОККО есть все шансы привлечь более широкую аудиторию. Снято ведь действительно неплохо, скрупулезно воссоздан советский быт, есть интересные операторские находки, увидеть которые в фильме Андреасяна – большая неожиданность и радость. За это хочется простить Сарику все остальное. Но есть и очевидный минус – кастинг.
В толпе ростовских и московских милиционеров и следователей совершенно невозможно разглядеть какие-то конкретные лица. Непонятно, зачем им всем придумывали какие-то псевдонимы, чтобы не ранить чувства реальных людей, если они все на одно лицо. Все как на подбор усатые, стройные, подтянутые. Ну они же менты, а не кагэбэшники, что это за камуфляж. Но это все шуточки и придирки, возможно, рано предъявлять эпизодическим актерам претензии – у них есть все шансы проявить свои актерские таланты в следующих сериях.
А вот как оправдать главный мискаст, мискаст года, а именно решение назначить на роль главного советского маньяка суперпопулярного российского комика Дмитрия Нагиева — вот это действительно загадка.
Какое-то время Андреасян пытался сохранять интригу, именно для этого понадобились эти авангардистские трюки с камерой, оператор то заходит Чикатило за спину, то взлетает над ним, чтобы продемонстрировать зрителю округлость его шляпы. Но детектив все равно заканчивается примерно к десятой минуте. Убийцу выдает его голос. Баритон Дмитрия Нагиева, круглосуточно доносящийся из каждого утюга, невозможно спутать с чьим-то еще.
Но это не беда, на каждый «Зодиак» или «Сердце ангела» есть свое «Молчание ягнят» или «Окно во двор». Существует множество классных триллеров, где личность убийцы раскрывается зрителям почти с самого начала и основная задача режиссера и сценариста сводится к тому, чтобы наблюдать за параллельными действиями маньяка и полиции было жутко, страшно, больно – увлекательно, одним словом.
И вот это проблема, которую Андреасяну сложно будет решить дальнейшим развитием событий, какими бы остросюжетными они ни оказались. Сарик, возможно, единственный человек на планете, который видит в Нагиеве какой-то нереализованный драматический потенциал. Он хочет подарить ему шанс стать русским Джимом Керри. И поручает ему трагические роли.
На Нагиева действительно было больно смотреть в фильме «Непрощенный» (не Клинта Иствуда), но сейчас у него задача вызывать не сочувствие, а ужас. Нагиев, загримированный под Чикатило, для всех остается комиком, в кого его только ни гримировали за 30 лет добросовестного труда. Как человек с лицом прапорщика Задова, Физрука и Дмитрия Владимировича из сериала «Кухня» будет потрошить и насиловать детей, совершенно невообразимо. Если Андреасян действительно решится на какую-то натуралистичность – а скорее всего, ему придется это сделать, в 21 веке режиссеры триллеров со своими жертвами не церемонятся, достаточно вспомнить недавние «Топи», – то зрителей ждет когнитивный диссонанс эпического масштаба.
Возможно, в этом есть какая-то дополнительная игра. Ну не может же Андреасян не осознавать, что человеку с бэкграундом Нагиева нельзя играть Чикатило. Неужели он сознательно идет по стопам Чарли Чаплина и хочет с помощью смеха убить страх? В смысле, Чарли Чаплин тоже когда-то решил совместить смешное и ужасное и сыграл Гитлера в фильме «Великий диктатор». Ну чтобы жуткое чудовище Гитлер перестал быть таким страшным. Может быть, Сарик хочет добиться того же эффекта? Но зачем? Что это вообще в таком случае за эксперимент? Он что, комедию снимает, что ли?
Удачного просмотра.