Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Область
Заразились
78514 +168
Выздоровели
71536 +180
Умерли
2433 +11
Россия
Заразились
4301159 +11024
Выздоровели
3885321 +15464
Умерли
88285 +462

Иван-дурак устраивает госпереворот. Павел Матяж – о фильме «Конек-Горбунок»

19 февраля 2021, 10:03
Иван-дурак устраивает госпереворот. Павел Матяж – о фильме «Конек-Горбунок»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Классический сказочный сюжет неожиданно заиграл новыми красками в свете актуальной политической повестки.

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был кровавый тиран (его играет Михаил Олегович Ефремов, который за последние годы перед заключением умудрился сыграть в таком количестве проектов, что возникает ощущение, что он уже успеет отбыть весь срок, а эти фильмы и сериалы все еще будут выходить). Любимым словом государственного деятеля было «казнить», и в те минуты, когда он не убивал комаров своим золотым ночным горшком, правитель обдумывал коррупционные схемы извлечения прибыли из подконтрольных ему территорий и населения.

В центре одной такой схемы оказался Иван-дурак (Антон Шагин), который на свою беду приехал из деревни в столицу продавать двух коней, доставшихся ему накануне буквально чудом. Первая попытка отжать лошадей у деревенского дурачка закончилась полным фиаско – волшебному помощнику идиота Коньку-Горбунку (в озвучке Павла Деревянко) оказалось достаточно просто свистнуть, и магические непарнокопытные вернулись к хозяевам, разбрасывая конюхов и прошибая государственное имущество.

Фото: kino-teatr.ru

Коррумпированные приспешники представили императору альтернативные варианты огосударствления частной собственности: воевода (Олег Тактаров) предложил «задушить фигуранта без суда и следствия», а царский спальник (Ян Цапник) устроить многоходовочку – взять дурака на госслужбу, чтобы потом впаять ему халатность, неисполнение, а то и злоупотребление служебным положением. Тогда можно будет с чистой совестью отправить Ивана на плаху, а магических коней – в стойло.

Фото: kino-teatr.ru

Чем обернулись их макиавеллевские интриги, знает каждый человек. Потому что сказка Ершова — русский вариант мифологического противостояния героя и тирана, которое всегда закачивается плохо для последнего. Будь то песнь о Гайавате, легенда о Минотавре или история Гарри Поттера. Герой встречает волшебного помощника, проходит испытания, умирает, воскресает и побеждает злодея.

Фото: kino-teatr.ru

Проблемы со злодеями у «Конька-Горбунка» возникли с самого момента написания. Из первого издания 1834 года по требованию цензуры было исключено все, что могло быть интерпретировано как сатира в адрес царя или церкви. В 1843 году сказка была запрещена к переизданию полностью и в следующий раз была опубликована только 13 лет спустя. Советская цензура также имела претензии к этому произведению. «Конька-Горбунка» запрещали в 1922-м и в 1934-м. И редактировали перед каждым новым изданием или экранизацией.

Фото: kino-teatr.ru

Поэтому сейчас уже сложно сказать, кто главный злодей в оригинале. В версии, которая была в ходу в советские годы и издается сейчас, вся тяжесть греха возложена на плечи спальника (черт его знает, что это за должность такая). Это он плетет интриги и пытается подсидеть Ивана, который уверенно продвигается по государственной лестнице от царского конюха к царскому стремянному.

Фото: kino-teatr.ru

Экранизацию продюсера Сергея Сельянова (все фильмы Балабанова плюс все мультики про богатырей), режиссера Олега Погодина («Время первых») и сценариста Алексея Бородачева («Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов») не назовешь прорывной в смысле техническом. Снято по российским меркам очень дорого, но запредельные для России 800 миллионов рублей – это все равно капля в море по сравнению с бюджетами Питера Джексона или Джеймса Кэмерона. Даже 20-летней давности. Что тут скажешь: все довольно аккуратно, чудесные костюмы, любопытно решен вопрос с музыкой, картинка яркая, глянцевая. Эдакая прекрасная Россия прошлого. Как в «Последнем богатыре», только еще на 25% дороже.

Фото: kino-teatr.ru

Но за лубочным фасадом и государственным финансированием скрывается очень смелый по нынешним временам сюжетный нюанс. Роль главного спальника значительно сокращена. Городничий вообще вырезан. Бояре тут, конечно, сволочи, но главным злодеем назначен сам царь-батюшка. Верховный главнокомандующий открыто и нагло врет, ворует, живет в гигантском дворце, размахивает золотым унитазом, подвергает невиновного несправедливому суду и в результате вызывает такое негодование общественности, что его желает свергнуть с трона даже деревенский дурачок.

Фото: kino-teatr.ru

Похоже, питерской прокуратуре пора перестать штудировать японское аниме и направить свои длинные руки к объектам, намного более близким. Ведь если тихий сибирский студент Ершов, который остался в истории литературы автором одного произведения и всю оставшуюся жизнь был ниже травы (хоть и женился на генеральской дочери), смог устроить государственный переворот в финале детской сказки, то чего можно ждать от реальных вольнодумцев, разных там Пушкиных, Толстых, Чеховых. Страшно подумать.