Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Бурунов, Шакуров и Монеточка едут на Грушинский фестиваль. Павел Матяж о фильме «Родные»

12 февраля 2021, 10:30
Бурунов, Шакуров и Монеточка едут на Грушинский фестиваль. Павел Матяж о фильме «Родные»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Эксперт по созданию комедии с уникальным русским колоритом Жора Крыжовников отправил очередное архетипическое семейство в музыкальное путешествие на поиски загадочной русской души.

Придурковатый отец (Сергей Бурунов) с дикими криками носится по дому из комнаты в комнату среди ночи и будит свое семейство (Ирина Пегова, Семен Трескунов, Катерина Беккер, Никита Павленко и Монеточка), чтобы сообщить им шокирующее известие. Но когда сонные родственники выбираются из постелей, они находят папашу крепко спящим в своем гамаке на лужайке перед домом.

Узнать, в чем была причина переполоха, семья Карнауховых и зрители смогут только к ужину. У персонажа Бурунова в голове опухоль размером с мячик для гольфа, и жить ему осталось не больше года. Но лечиться он не намерен, а совсем наоборот, собирается «праздновать жизнь», и для начала празднования они прямо сейчас всей семьей отправляются на Грушинский фестиваль бардовской песни.

Тема умирания от рака, СПИДа или какой-то другой смертельной болезни развивается в кино довольно давно, фильмы об этом снимали еще в 1940-е. Однако в XXI веке кинорефлексия по поводу долгой, мучительной и неизбежной смерти вышла на новый уровень. Появилось множество медицинских сериалов, в которых кто-нибудь регулярно умирал в страшных муках от черной волчанки, и целый новый поджанр максимально слезливых мелодрам, где юные и прекрасные, но смертельно больные герои переживали разнообразные любовные приключения в больничных интерьерах. Апофеозом всего этого стал выдающийся фильм «Далласский клуб покупателей» 2013 года, который отхватил внушительный веер кинонаград, стал пиком в карьере Джареда Лето и перезагрузил Мэттью Макконахи.

Бурунов, Шакуров и Монеточка едут на Грушинский фестиваль. Павел Матяж о фильме «Родные»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Далласский клуб покупателей», режиссер Жан-Марк Валле, Truth Entertainment, 2013 год

Были и такие, кто пытался сделать из умирающего от рака героя боевика или триллера. Предсмертный трип, начатый «Достучаться до небес», триумфально завершился сериалом «Во все тяжкие», который также получил все награды, которые только может получить телешоу.

Бурунов, Шакуров и Монеточка едут на Грушинский фестиваль. Павел Матяж о фильме «Родные»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Во все тяжкие», Sony Pictures Televisions, 2008–2013 год

Однако есть и отважные смельчаки, которые снимают про рак комедии. Правда, под конец эти комедии тоже превращаются в слезливые мелодрамы. Самой веселой в этом направлении можно назвать «Пока не сыграл в ящик», где на серьезную тему удалось удачно пошутить благодаря сумасшедшей харизме и завидной самоиронии двух крайне пожилых голливудских артистов – Моргана Фримена и Джека Николсона.

Бурунов, Шакуров и Монеточка едут на Грушинский фестиваль. Павел Матяж о фильме «Родные»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Пока не сыграл в ящик», режиссер Роб Райнер, Warner Bros, 2007 год

С обезоруживающей наглостью на эту территорию врывается российский кинематографист Жора Крыжовников. Не имея в своем арсенале никаких козырей, кроме безумной фактуры популярнейшего в последние годы российского комика Сергея Бурунова. И можно с уверенностью сказать, что такого угарного треша на тему умирания от рака еще не снимал никто и никогда.

Ниша, в которую можно поместить творчество режиссера, сценариста и продюсера Жоры Крыжовникова, находится на стыке жанров ситкома, мыльной оперы, мюзикла и реалити-шоу. «Родные» по какой-то нелепости не режиссировал сам Жора, но он написал сценарий и продюсировал фильм. Поэтому характеры, диалоги, монтаж, постоянные музыкальные номера и реалити-вставки, как будто снятые на мобильный телефон, а главное, витающий в воздухе страшный дух праздника перенеслись сюда прямиком из дилогии «Горько» и «Самого лучшего дня».

Да в общем-то, это можно сказать и о действующих лицах. Жовиальный папаша, которого с привычной зрителю истеричностью отыграл Бурунов, – это персонаж Цапника из «Горько», только без усов. Старший сын перманентно откуда-то возвращается, то из тюрьмы, то из армии. Не сильно изменился и младший, он по-прежнему оттеняет своей интеллигентностью быдловатых старших родственников и ухаживает за такой же кудрявой и стервозной невестой. По-настоящему оригинальным персонажем в этом сценарии можно назвать только Монеточку, которая стала младшей дочкой Карнауховых. Со своими сиротскими песенками и скулящим синтезатором она отлично вписалась в этот их геленджикский паноптикум.

Идеологически это – «Пока не сыграл в ящик», в смысле, узнав о смертельном диагнозе, герой отправляется в путешествие, чтобы закрыть незакрытые гештальты. Но сюжетно больше похоже на «Маленькую мисс Счастье», там нет буквально ракового больного, но есть умирающий дедушка и дядюшка-самоубийца, тоже они там едут весь фильм всей семьей на какой-то фестиваль, и даже машина очень похожая, тоже Volkswagen.

Некоторые гэги заимствованы из референса, но некоторые, конечно, оригинально русские. Сбить машиной, а потом запинать толпой инвалида-колясочника, насрать на крыльцо соседу или написать на асфальте перед домом Григорьева-Аполлонова «Рыжый – чмо» – вот это наши уникальные, архетипические, родные шуточки. Такое вам в вашем Голливуде не покажут.

Впрочем, Жора Крыжовников, как и в предыдущих своих работах, не дает своим героям оценок. И предлагает зрителю самому решать: издеваться над ними или сопереживать, ужасаться заповедной дури или умиляться сердечной силе. Стыдиться дикости или гордиться самобытностью. И что вообще это все такое – русофобская чернуха или новый стандарт русской комедии. Выбирать пока не запрещают, и на том спасибо.