Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Питерская прокуратура против «Тетради смерти». Павел Матяж – о том, зачем запрещать аниме

25 января 2021, 14:00
Питерская прокуратура против «Тетради смерти». Павел Матяж – о том, зачем запрещать аниме
Фото: Павел Матяж для 66.RU
20 января 2021 года Колпинский районный суд Санкт-Петербурга по иску прокуратуры признал запрещенными в России четыре японских анимационных сериала. В жернова правосудия попали «Тетрадь смерти», «Токийский гуль», «Эльфийская песнь» и «Инуясики».

Не то чтобы я сильно удивился такому решению. Аниме время от времени запрещают не только в России. Лидером в этом направлении является коммунистический Китай, там под запретом около 80 аниме, включая всякую культовую классику типа «Сейлор Мун» или «Атаки титанов». Кое-что запрещено в исламских Саудовской Аравии и Малайзии, кое-что в США, а кое-что — даже в ультралиберальной Франции.

Прекрасная воительница Сейлор Мун. Нарисована в 1992 году. Запрещена в Китае.

Но у нас до этого под запретом были только «Девочка-волшебница Иллия» и некоторые серии «Покемона», что само по себе забавно. До Китая нам еще очень далеко. Так почему питерскую прокуратуру вдруг так взволновало аниме? И не волнует ли их, что своими действиями они только создают ничем особенно не выделяющимся лентам скандальную репутацию, превращают в сладкий запретный плод.

Я не хочу сказать, что «Токийский гуль» или «Эльфийская песнь» — безынтересная халтура, я в том смысле, что японцы вообще очень давно увлечены съемкой анимации. И за эти годы нарисовали такое количество, что пересмотреть их все физически невозможно. Непосвященного в тему такой невероятный массив данных пугает сам по себе.

Ну вот собрался человек приобщиться к восточной культуре и посмотреть какое-нибудь аниме. Как его выбрать, по какому принципу? А тут вуаля — четкие указания, запрет питерской прокуратуры. Значит, хорошие сапоги — надо брать.

Питерская прокуратура против «Тетради смерти». Павел Матяж – о том, зачем запрещать аниме
Фото: Павел Матяж для 66.RU

Как же так вышло? Вариант А — прокуроры и судьи просто не понимают, что своим решением достигли обратного эффекта, и вместо того, чтобы оградить детей от «вредной» информации, они привлекли к этой информации их пристальное внимание. Но в такое я отказываюсь верить, что высокообразованные юристы, элита российского правосудия, не могли дойти до такой элементарной мысли.

Поэтому есть вариант Б — они все понимают, но у них есть хитрый план. На самом деле им очень нужно, чтобы каждый российский ребенок посмотрел именно эти анимационные ленты. Зачем? Попробуем разобраться.

«Тетрадь смерти»

Начнем с лидера. Именно «Тетрадь смерти» чаще всего фигурирует в заголовках статей, постов и видео, посвященных запретам. Это мистический триллер. 37 25-минутных серий. Нарисован он был в 2006 году на токийской студии Madhouse.

Главный герой — японский старшеклассник и отличник учебы Лайт. В начале первой серии он находит на школьном дворе черную книжку, на обложке которой по-английски написано Death Note. По ходу дела оказывается, что это не просто какая-то шутка или дневник психопата, а реальный магический артефакт, собственность бога смерти. Достаточно знать человека в лицо и написать в дневнике его имя — и через 40 секунд он умрет от сердечного приступа. Хотя можно и самому вписать причину смерти, и тогда человек умрет от чего-то другого.

Чтобы проверить дневник, Лайт убил хулигана, который пытался изнасиловать девушку и зачем-то представился ей перед тем, как начал снимать с нее трусы. Потом Лайт выбрал человека, который взял в заложники учителей и детей в школе. Его имя и фотографию показали в новостях.

Все сработало, негодяи умерли, а ботан-старшеклассник немедленно возомнил себя вершителем правосудия и начал направо и налево карать осужденных или находящихся в розыске. За короткое время он убил такое количество преступников, что привлек внимание полиции и самого бога смерти. Чуть позже появляется и любовная линия, и много чего еще.

Но основная сюжетная канва представляет собой противостояние Лайта и следователя интерпола по кличке Л. По сути это детектив.

Хотя есть и психологический момент — под действием магического артефакта личность главного героя сильно меняется. Наблюдать, как заурядный ботаник превращается в психопата с манией величия, очень увлекательно.

Еще там целые серии посвящены рассуждениям про то, насколько этично вершить такой самосуд. Сценаристов «Тетради смерти» не назовешь маньяками-нигилистами, они реально предлагают зрителям темы для размышления и анализа. Запредельной жестокости или эротики в «Тетради смерти» нет. С тем же успехом можно запретить «Сияние» и «Заводной апельсин».

«Токийский гуль»

12-серийный сериал в стиле «темное фэнтези». Нарисовали его в 2014 году на студии Pierrot. В смысле кровавости и эротичности «Гуль» несколько жестче, чем «Тетрадь». Потому что тут про вампиров, ну или оборотней, не знаю, какой термин ближе.

Главный герой — опять японский старшеклассник. Его зовут Канэки и он влюблен в красивую японскую девочку. Однако девочка оказалась гулем и захотела сожрать Канэки.

Японские гули — это не безмозглые зомби, как в «Фаллауте» или «Ведьмаке», а практически неуязвимые и очень сильные демонические существа, которые заманивают людей в хитроумные ловушки, чтобы съесть их. Помимо физической силы и ловкости, у них есть и магические способности. Короче, убить такую штуковину еще сложнее, чем вампира или оборотня.

Однако в этот раз все пошло не так, девочка-гуль погибла, а Канэки оказался в больнице. Безумный доктор пересадил мальчику органы погибшей девочки (внутренние органы, а не то, что вы подумали). И превратили его в гуля, но как-то наполовину, ему так же, как прочим гулям, хочется есть людей, но он одновременно осознает себя человеком и жестоко страдает. Это главная моральная дилемма фильма, как и в большинстве разнообразных вампирских кино.

Ну да, тут частенько отрывают головы, руки и ноги, потрошат и выворачивают кишки. Но суть не в этом, а как раз наоборот, в том, что значит быть человеком, сохранить в себе это, бороться со зверем внутри себя, ну и все такое.

Если запрещать «Токийского гуля», то надо запретить и «Дракулу», и «Интервью с вампиром», и всякий «Дневной дозор» и «Сумерки». Ну они же там пьют человеческую кровь, проклятые нелюди.

Единственное, что в смысле актерской игры и эмоциональности «Гуль» покруче, конечно, чем фильмы с живыми актерами, убедительнее. Там эти все нарисованные японцы так нечеловечески страдают и переживают, борясь с собственной демонической природой, что смотреть после этого на жалкие потуги Константина Хабенского, Бреда Питта, Тома Круза или не дай бог Роберта Паттинсона, без смеха невозможно. Гари Олдман, пожалуй, только может сравниться с Канэки из «Гуля» по психологической достоверности. Вот у него Дракула страдал как надо.

«Эльфийская песнь»

Самый старый сериал из прокурорского списка. Нарисовали его в 2004 году на студии ARMS. Всего 13 24-минутных серий. Надо сразу сказать, что это не имеет никакого отношения к Толкиену и кельтской мифологии. Это мелодрама, только фантастическая, с элементами хоррора и этти (есть такой эротический поджанр японской анимации).

Главный герой сериала — совершенно голая тетенька с раздвоением личности. Половину времени ее зовут Люси, она диклониус — супермощный мутант-телепат. Люси держали взаперти безумные ученые, и теперь она мстит им, буквально отрывает головы мужикам в военной форме, всяким разным охранникам и спецназовцам. Вторую часть личности голой женщины зовут Ню, она не владеет никакими суперспособностями, и вообще у нее интеллект годовалого ребенка.

Вокруг нее есть несколько положительных второстепенных персонажей, и всем им противостоят злодеи из секретной военной лаборатории, которые хотят изловить и уничтожить всех диклониусов. В целом это такая мизантропская фантастика, как «Бегущий по лезвию» или «Из машины». Ну и, пожалуй, да, голых сисек и отрубленных голов тут не меньше, чем в «Игре престолов». Хотя, по-моему, разница есть. Это все-таки нарисованные сиськи и нарисованные отрубленные головы. А еще там есть офигенный вступительный ролик, где эта сексбомбическая главная героиня вписана в популярные картины знаменитого художника Климта.

«Инуясики»

11-серийный аниме-сериал от студии MAPPA. 2017 год. Это тоже фантастика, тут про киборгов. Инуясики — имя главного героя. И как он попал в этот список запретного контента, вообще непонятно. Он не ботан-старшеклассник и не кисуля с сисяндрами четвертого размера. Инуясики — 58-летний японский дед, умирающий от рака желудка. Он обнимает бездомную собаку и рыдает от жалости к себе, когда становится жертвой падения корабля пришельцев.

Инопланетяне перенесли сознание Инуясики в кибернетическое тело. Внешне робот неотличим от прежнего Инуясики, но внутри он начинен разнообразным оружием и взрывчаткой. Бывший офисный клерк превращается в неуязвимого, практически бессмертного киборга. Будучи по-природе человеком бесконфликтным и робким, он начинает бороться с разнообразными хулиганами и злодеями.

Больше всего это аниме похоже на последние 15 минут фильма «Район №9», который показывают в прайм-тайм по всем каналам без каких бы то ни было купюр. Запретите сначала «Район» тогда.

Короче, очевидно, что никаких реальных причин для такого ажиотажа вокруг этих аниме нет. Как эти истории попали в один список и по какому принципу отбора, неясно. Есть множество значительно более откровенных в смысле эротики, жестоких сцен и насилия фильмов, на которые наши прокуроры и судьи не обращают никакого внимания.

Хотя есть, конечно, одна тема, которая объединяет четыре сериала, о которых мы тут говорим. Голые женщины, киборги, гули и демоны там борются с разнообразными силовиками, японскими полицейскими, чекистами. Где-то, как в «Тетради смерти», представители государства — личности сложные и неоднозначные, а где-то, как в «Эльфийской песни», — одноклеточные маньяки и психопаты.

Вот эту простую мысль и хотят донести до нас хитроумные прокуроры и судьи из славного города Санкт-Петербурга, спящие агенты внутри системы, ренегаты, которые медленно разрушают ее изнутри. Что есть зло пострашнее демонов и вампиров. И с ним, конечно, нужно бороться.