24 октября Александр Кушнир проведет презентацию своей книги о лидере группы «Зоопарк» — «Майк Науменко. Бегство из зоопарка». Встреча пройдет в 18:30 в паблик-маркете «Ельцин Центра». Зарегистрироваться на мероприятие можно по ссылке.
Специально для 66.RU музыкальный эксперт составил подборку из 7 лучших книг о роке, как российском так и зарубежном.
Василий Соловьев-Спасский, «Всадники без головы»
Несмотря на то, что нам с Василием довелось стать соавторами массивного фолианта «Аквариум»: Сны о чем-то большем», вышедшего ограниченным тиражом много лет назад, лично мы не знакомы. О чем я страшно жалею, поскольку считаю Васю одним из самых талантливых и недооцененных российских рок-критиков. Полагаю, нам было бы о чем поговорить. У него энциклопедические знания по всем закоулкам мировой рок-культуры — от реггей-икон и фестиваля в Вудстоке до Сергея Курехина и Федора Чистякова.
Книга «Всадники без головы» — дико увлекательное путешествие по американской/английской субкультуре шестидесятых — девяностых, где энергия и драйв захлестывают читателя по самую макушку, как девятый вал на небезызвестной картине Айвазовского. Особенно познавательны главы про Игги Попа, Боба Дилана, Нила Янга и фестиваль в Гластонберри, после которых вы, скорее всего, начнете коллекционировать виниловые пластинки. А это, должен вам я признаться, самый страшный наркотик — короче, сами увидите. К сожалению, самые яркие материалы Соловьева бесхозяйственным образом так и не изданы, поэтому настойчиво рекомендую найти в интернете статьи «Эра оледенения» и «Крестики-нолики или повесть о горе-злосчастии Федьки Чистякова». Это настоящие шедевры.
Боб Дилан, «Хроники» (том 1)
Эта автобиография — в переводе бывшего редактора владивостокского рок-журнала «ДВР» Макса Немцова — была зачитана мною до дыр задолго до вручения «большому белому чуду» престижной Нобелевской премии. Как выяснилось со временем, вечно обдолбанный нью-йоркский менестрель не забывал с юных лет записывать в блокнотик наиболее яркие жизненные впечатления. И вот наконец они перед нами. Что называется, без тормозов: начиная от бегства из глухой американской провинции и знакомства с фолк-героями Гринвич Виллиджа и заканчивая космическими коллаборациями с Гройсманом, Бобом Джонсоном, Майклом Блумфилдом и Даниэлем Лануа. В паузах между этими событиями Дилан вставил в рок-поэзию новые мозги и сумел кое-чему научить современников — от битников до The Beatles.
Любопытно, что в России Роберт Циммерман практически не продается, причем ни в каком виде — начиная от дисков и концертов и заканчивая убытками книжных издателей, наивно купивших лицензию на его стихи на выставке во Франкфурте. Когда-то я замахнулся написать книгу о великом акыне, но вскоре позорно обломался, не сразу оценив масштабность его фигуры. Стоит ли говорить, что обещанный американским издателям второй том «Хроник» Боб Дилан тоже не выпустил? Хочется думать, что исключительно из писательской солидарности…
Александр Горбачев, Илья Зинин, «Песни в пустоту. Потерянное поколение русского рока 90-х»
Большинство моих книг посвящены героям 70 и 80-х годов прошлого века — начиная от «100 магнитоальбомов советского рока» и «Золотого подполья» и заканчивая биографиями Майка Науменко, Сергея Курёхина и Ильи Кормильцева. Что касается моих старых приятелей Шуры Горбачева (экс-«Афиша») и Ильи Зинина (ИМИ, промоутер клубов «Икра», «Апельсин», China Town), то они отважно замахнулись на девяностые. Ту самую криминальную эпоху, от которой лично у меня в голове остались туман, неопределенность и вечное безденежье.
В результате предмет исследования описан максимально достоверно — в стиле хрестоматийной книги «Прошу, убей меня». Сделано это крайне просто — путем гигантского количества интервью с активными участниками тех смутных и мутных времен. Можно легко закрыть глаза и погрузиться в атмосферу московского сквота «Третий путь» и питерского клуба «Там-Там», открыть для себя (заново) творчество таких культовых групп, как «Химера», «Последние танки в Париже», «Машнин бэнд», «Соломенные еноты», а также лидера акустического подполья тех лет — чистосердечного барда Вени Дыркина. По фактуре и настроению это довольно страшная книга — но такая на дворе тогда стояла погода.
Патти Смит, «Просто дети»
По книгам и альбомам Патти Смит я учился жить, чувствовать и думать. И здесь я совершенно не оригинален, потому что ее автобиография «Просто дети» — настоящая библия поколения битников и гаражной рок-музыки. И еще это брызжущий эмоциями роман про любовь «поколения Вудстока», читать который надо исключительно в бумажном виде, желательно — в оригинале. Госпожа Смит «пишет, как дышит» — провокационно, на грани фола, но при этом легко и очень талантливо. Не случайно именно ее Боб Дилан пригласил выступить вместо себя на вручении Нобелевской премии. Дружба с Энди Уорхолом, Робертом Мэпплторпом и Томом Верленом, музыкантами MC 5 и Television, стажировка в легендарных рок-журналах Crawdaddy и Rolling Stone дали блестящий литературный результат. Обязательно найдите заметки Патти Смит к виниловому изданию ее альбома «Twelve» — наверное, это лучшее эссе про историю рок-н-ролла в мировой журналистике.
Дмитрий Карасюк, «История свердловского рока. 1961–1991. От «Эльмашевских битлов» до «Смысловых галлюцинаций»
Попытки рассказать о рок-н-ролле отдельных городов Советского Союза предпринимались и раньше, выходили даже энциклопедии с подробными биографиями музыкантов и коллективов, однако понятие рок-н-ролл в СССР в 1970–1980-е годы включало не только музыку. Советский рок — это масштабное социокультурное явление, которое создавали музыканты, художники, журналисты, дизайнеры, кинематографисты, звукоинженеры и много кто еще. О собственно рок-н-ролле написано уже немало, а вот о том, что эту музыку окружало, что превратило несколько удачных гитарных аккордов в масштабное явление, которым заболела вся страна, рассказано еще недостаточно.
Книга Карасюка закрыла эту тему в масштабах Свердловской области. Она четко структурирована по годам и темам, в ней раскрыты все сопутствовавшие рок-н-роллу сферы. Свердловский рок — сам по себе уникальное явление в отечественной культуре, которое можно сопоставить только с московской и питерской рок-музыкой. В книге показано, как за 30 лет на месте компаний пацанов, бренчавших на гитарах в подъездах и беседках, возник мощный Свердловский рок-клуб, проводивший масштабные фестивали и отправлявший свои группы во все уголки страны и далеко за ее пределы.
Карасюк подробно рассказывает об истории и развитии музыки, но пишет он не только о Бутусове, Шахрине или братьях Самойловых. Трудно представить свердловский рок без поэта Ильи Кормильцева, режиссера Алексея Балабанова, дизайнера Александра Коротича, звукоинженера Александра «Полковника» Гноевых, музыкального менеджера Николая Грахова и многих других. Всем им и тому, чем они занимались, уделено немало места на страницах этого объемного труда.
Михаил Елизаров, «Мы вышли покурить на 17 лет»
В вышеупомянутой книге «Песни в пустоту» есть довольно точное замечание про певца Веню Д’ркина: «Веня Д’ркин начал там, где Гребенщиков не смог…». Так вот, Елизаров начал там, где Веня Д’ркин умер. К сожалению, Елизаров, с творчеством которого я познакомился живьем на недавнем Приморском литературном фестивале, принципиально не издает альбомы на физических носителях, что для меня, как преданного коллекционера винила и компакт-дисков, очень досадно.
Литературное и музыкальное творчество Михаила практически никак не пересекаются, за исключением презентаций книг, которые время от времени проходят в формате концертов. Поэтому я выбираю «Мы вышли покурить на 17 лет» — сборник его рассказов, одноименную песню и альбом. Раз нельзя поставить на полку компакт-диск, то пусть это будет книга.
Джей Стивенс, «Штурмуя небеса»
Настало время поговорить о вечном, вспомнив про Илью Кормильцева. Но не как рок-поэта, а как идеолога уральского издательства «Ультракультура», одним из слоганов которого был: «Все, что ты знаешь, — это ложь». За четыре года существования этого опального проекта бывший поэт «Наутилуса» успел сделать немало. Более подробно я писал про это в книге «Космос как воспоминание»: как наркоконтроль уничтожал тиражи книг, ОМОН брал штурмом арендованный издательством самолет на ВДНХ и как конкуренты блокировали деятельность типографии «Уральский рабочий».
А здесь отмечу пять наиболее важных книг, выход которых был инициирован неугомонным просветительским даром Ильи Валерьевича: «Антология поэзии битников», «Культура времен апокалипсиса», «Майлс Дэвис. Автобиография», «Измененное состояние» и «Штурмуя небеса» — к слову, одна из любимых книг Егора Летова. Найти их в бумажном виде сложно, но можно. И, поверьте, настоящих библиофилов ждут открытия и красоты поистине невиданных размеров.