На этой неделе, не добравшись до проката, сразу на стриминговых платформах вышел отечественный космоужастик «Спутник». О котором бесстыдно врала вся промокампания. Нам обещали что-то вроде «Чужого», только с Оксаной Акиньшиной вместо Сигурни Уивер.
Завязка — до боли: космонавты возвращаются домой, Что-То Идет Не Так, и вот уже главный герой несет на себе инопланетного паразита.
![]() Фото: фирмы-производителя |
---|
Но все параллели с «Чужим» на этом заканчиваются. Точнее, их можно было бы проводить, если бы «20 век Фокс» по первоначальным задумкам развернул место действия 3-й части на Земле. Этого, как мы помним, не произошло, и «Alien 3» до нашей планеты не добрался, сгорев на «Фиорине».
![]() Фото: фирмы-производителя |
---|
В отличие от твари из «Спутника», которая до Земли долетела и поселилась в бесцветных степях Казахской ССР. Так что у нас тут вместо давящего глухого Космоса — не менее давящие стены советской военной базы, вместо клаустрофобных коридоров «Ностромо» — просторные залы с высокими колоннами времен развитого соцреализма и позднего Андропова.
![]() Фото: фирмы-производителя |
---|
Никакой, конечно, эстетической выверенностью раннего Скотта даже не пахнет: советское милитари, ноль промдизайна, минимум попыток в хайтек. Весь фильм вас ждут максимально приземленное окружение, максимально приземленные персонажи с их такими близкими и понятными советским людям проблемами вроде безотцовщины, отсутствия карьерных перспектив, покраски травы и беления бордюров.
![]() Фото: фирмы-производителя |
---|
И вообще, пора бы уже перестать поминать старого Скотта всуе — дедушке и так уже икается, а зря. «Спутник» концептуально ближе не к «Чужому» — тут я бы вспомнил «Живое» Эспиносы и марвеловского «Венома» — только без комиксного размаха и глупости. И вообще без размаха: под соусом космической фантастики нам дают вполне бытовую историю про разных людей.
![]() Фото: фирмы-производителя |
---|
«Спутник» — не про выживание во враждебной среде с чужаком на борту и огнеметом наперевес, он, скорее, про адаптацию к враждебной среде с чужаком внутри. И про производственную драму — больше половины хронометража мы наблюдаем за классическим столкновением интеллигенции и военщины, преследующих разные цели с разным гуманистическим посылом. Одни чужака хотят контролировать, другие — всех спасти, третий просто хочет домой к сыну.
![]() Фото: фирмы-производителя |
---|
И, знаете, этот фильм работает, несмотря на дубовых актеров, с каменными лицами отыгрывающих все — от боли до гнева. Его интересно смотреть до конца, и нет послевкусия «Наши лабухи снимать не умеют».
![]() Фото: фирмы-производителя |
---|
На пути к финалу с мнимым хэппи-хэндом будут и сюжетные развилки, и неожиданные повороты, и хорошо прописанный лейтмотив природы героизма/трусости, немножко саспенса, чуть-чуть экшена, много драмы, минимум глупых диалогов, а еще — хорошая графика, но немного, только там, где реально надо.
![]() Фото: фирмы-производителя |
---|
Определенно стоит потратить на «Спутник» вечер.