Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Белое безмолвие в 3D. Павел Матяж о новой экранизации «Зова предков»

21 февраля 2020, 14:45
Белое безмолвие в 3D. Павел Матяж о новой экранизации «Зова предков»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Седьмая экранизация знаменитой повести Джека Лондона о собачьей жизни на Аляске во времена «золотой лихорадки». За 117 лет, которые прошли после первой публикации, многое в мире поменялось. Поэтому в новый фильм добавили женщин и афроамериканцев, а всех животных нарисовали на компьютере.

Милый, похожий на сенбернара Бетховена лохматый пес нежился на калифорнийском ранчо судьи Миллера, пока не был похищен и продан на Аляску. Там началась «золотая лихорадка», и большие сильные собаки с длинной шерстью резко выросли в цене. Теперь холеный и праздный любимец малышей, который даже снега ни разу в жизни не видел, будет ездовой собакой в очень суровых условиях, среди максимально жестких людей и животных. Жестких по меркам корпорации Уолта Диснея и в рамках возрастных ограничений 6+. Режиссером очередной экранизации повести Джека Лондона стал Крис Сандерс, который больше известен как постановщик мультфильмов «Лило и Стич», «Как приручить дракона» и «Семейка Крудс».

Ну и прекрасно, с одной стороны. Кому, как не диснеевцам, экранизировать популярного детского писателя? У них огромный опыт, они практически никогда не проваливаются в прокате, за какой бы материал ни брались. А талантливый аниматор сможет разнообразить видеоряд с помощью современных технологий, которых давно не хватало этому сюжету. В XXI веке можно уже перестать мучить дрессированных овчарок и нормально нарисовать всех этих собак, волков и прочих представителей североамериканской фауны. Что тут может пойти не так?

Белое безмолвие в 3D. Павел Матяж о новой экранизации «Зова предков»
Фото: kinopoisk.ru

Важнейшим вопросом любой экранизации является аутентичность, соответствие первоисточнику. В смысле – критиков, заявляющих, что «книга лучше», всегда очень много, непонятно, как с ними бороться и работают ли тут вообще какие-то аргументы. Особенно если речь идет о настолько широко известном произведении. «Зов предков» все читали, с момента первой публикации в 1903 году повесть переведена на 70 языков, в США ее включили в школьную программу.

Это первая проблема. В том смысле, что сам Джек Лондон не считал себя детским писателем. Большинство его ранних рассказов и повестей автобиографичны. Описывая свой собственный опыт бродяги, браконьера, пирата и золотоискателя, он думал, что пишет остросюжетные приключенческие истории для таких же, как он, суровых бородатых американских мужиков. И со своими персонажами не церемонился. А уж с собаками тем более. Методы обращения с животными, описываемые Лондоном, сегодня классифицируются не иначе как зверство. С отягчающими обстоятельствами.

Не говоря уже про все остальное. По нынешним травоядным временам «Зов предков» вопиюще, вызывающе неполиткорректен. Единственная женщина в книге – третьестепенный персонаж, который появляется на полглавы где-то в середине, чтобы показать себя тупой эгоистичной истеричкой и погибнуть страшной смертью. С неграми Лондон чуть более лоялен. В «Зове предков» есть чернокожий персонаж – это погонщик-метис Франсуа, и он один из немногих людей, которые были добры к главному герою, псу Бэку. А вот остальных цветных и людьми-то назвать нельзя. В том смысле, что фигурирующих в повести индейцев Лондон не наделяет человеческими качествами, не выделяет никого из них, не дает им имен или хотя бы реплик. Они как будто силы природы, как стая волков или вроде того.

Белое безмолвие в 3D. Павел Матяж о новой экранизации «Зова предков»
Фото: kinopoisk.ru

Вот с таким материалом столкнулась мышиная корпорация. Ну, точнее, не совсем. Идея в седьмой раз экранизировать «Зов предков» пришла продюсерам компании 20th Century Fox, на тот момент они еще являлись самостоятельным предприятием. «Зов предков» – чуть ли не последний их проект.

Так или иначе, ситуация была близкой к катастрофе, и сценарист Майкл Грин («Бегущий по лезвию 2049», Логан) адаптировал Лондона к переменившемуся за сотню с лишним лет миру. Переписать пришлось многое. Погонщик-метис Франсуа стал женщиной Франсуазой (Кара Ги), а роль ее компаньона Перо получил Омар Си. Таким образом создатели добавили в сюжет не одного, а сразу двух соответствующих современному кино положительных героев. А вот от индейцев пришлось избавиться. Кровожадных дикарей из коренных жителей Америки охотно делали в 1930-е, но XXI веке из всего племени уцелел только Майкл Хорс – помощник шерифа Хоук из «Твин Пикса». Здесь он получил трогательное десятисекундное камео.

Белое безмолвие в 3D. Павел Матяж о новой экранизации «Зова предков»
Фото: kinopoisk.ru

А вот персонаж Джона Торнтона не только уцелел, но и получил значительно более сложное развитие. В жизни пса Бэка этот человек сыграл большую роль, он очень важен, но чисто технически в тексте Торнтон появляется только в предпоследней главе, Лондон описывает его широкими, так сказать, мазками. Какое-то четкое представление о его характере и привычках из этого составить сложно. Во все предыдущие разы сценаристам приходилось придумывать бэкграунд и разнообразные жизненные обстоятельства, которые привели Джона Торнтона на Аляску и двигают дальше. В экранизации 1935 года его сыграл Кларк Гейбл, в 1972-м – Чарлтон Хестон, в 1997-м – Рутгер Хауэр. А в 2020-м роль досталась Харрисону Форду.

Новый Торнтон значительно постарел, приобрел жуткую личную трагедию в прошлом и алкоголизм. В отличие от всех остальных, он прибыл на Аляску не за золотом, а чтобы иметь возможность пострадать в одиночестве. Это такой своеобразный рехаб. Похоже, у Майкла Грина это что-то личное, одинокий старик-алкоголик присутствует во всех его последних сценариях и плюет на все возрастные ограничения.

Но остальные участники съемочного процесса смогли удержать себя в руках. С тел компьютерных собак не упал ни один волос, ни капли крови не вылилось из перегрызенных горл и перекушенных лап. Да их и не было, собственно. Вся невероятная масса насилия и жестокости, которую испытал на своей шкуре бедняга Бэк, соединилась в фильме Криса Сандерса в один единственный, первый и последний символический удар.

А вот сама компьютерность животных позволила режиссеру приблизиться к тексту первоисточника намного ближе предшественников (во всем, кроме ультранасилия). Бэк носится по кораблям и поездам, исследует заполярные природные красоты, коммуницирует с другими собаками, гоняется за кроликами и встречает медведя. Ну да, поначалу его компьютерность бросается в глаза, но к этому быстро привыкаешь. Зато впервые в истории Бэк выглядит как настоящий. В смысле максимально похож на собаку, про которую писал Джек Лондон, – помесь сенбернара и шотландской овчарки колли. Живые собаки, которые играли Бэка в предыдущих экранизациях, выглядели по-разному, но выбирали из них тех, кто лучше поддается дрессировке, а не тех, кто внешне больше похож на оригинал.

Так что можно сказать, что на этот раз постановщикам удалось соблюсти баланс. В фильме собак не забивают палками до смерти, как в книге, но они, по крайней мере, не отплясывают канкан и не поют хором, как в «Короле Льве». Можно сказать, что создатели нового «Зова предков» взяли из текста Джека Лондона все лучшее и вырезали всякий жесткач. Получилась в меру добрая сказка о суровых испытаниях и увлекательных приключениях, наполненная подростковой романтикой до отказа. Развлекательного в ней больше, чем назидательного, но ведь могло быть и хуже. Белое безмолвие на своем месте, пусть и нарисованное в 3D. Ну да, животные компьютерные, зато Харрисон Форд еще живой. Спасибо и на том.