Мне удалось посмотреть фильм «Плохие парни навсегда» на предпоказе в кинотеатре «Гринвич Синема».
По знойным улицам Майами, лавируя между пальмами и чикулями в бикини, от полицейской погони уходит шикарная тачка. В автомобиле нестареющие Уилл Смит и Мартин Лоуренс. Поэтому юбки чикуль взлетают вверх, а тачки бьются, кружатся и замирают в рапиде, так же, как сердца преданных фанатов франшизы про чернокожих напарников-детективов из отдела по борьбе с наркотиками. После премьеры фильма Майкла Бэя «Плохие парни-2» прошло 17 лет.
Погодите-ка, а почему героев-полицейских преследует полиция? Они, конечно, плохие парни, но не настолько же. Что у них там такое случилось за эти годы? Неужели отставка Майкла Бэя с поста режиссера смешала продюсерам все карты?
На самом деле ничего необычного. Бельгийские режиссеры Адиль Эль Арби и Билал Фалла не стали радикально перезагружать серию, что-то переосмыслять и деконструировать. Это все та же лихая пародия на полицейские бадди-муви, популярные в девяностые, эдакое «Смертельное оружие» для черных. Только в данном случае, скорее, финальная часть знаменитой серии – «Смертельное оружие-4», та самая, где Дэнни Гловер становится дедушкой.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Майк Лоури и Маркус Бернетт так торопятся не для того, чтобы арестовать очередного наркобарона, и полиция не гонится за ними – это просто полицейский эскорт. Неунывающие напарники спешат в роддом. Маркус тоже стал дедушкой. Он собирался на пенсию еще в начале нулевых, в предыдущей части. Но рождение внука добавило ему мотивации. И теперь бывший коп встречает кризис среднего возраста в халате перед телевизором.
Майк Лоури остается один. Правда, ненадолго. Из тюрьмы сбегает вдова мексиканского наркобарона, одного из тех, с которыми Майк с Маркусом пересекались в предыдущих сериях, а может быть, и раньше. Теперь она хочет отомстить и посылает в Майами своего сына во главе целой армии мексиканских наемников. Так что плохим парням придется снова собраться и разобраться с теми, кто еще хуже. А пенсия подождет.
В девяностые таких фильмов выходило с десяток ежегодно. Перестрелки и драки вперемешку с шутками и прибаутками кормили множество голливудских студий, режиссеров и продюсеров. «Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо», «Гудзонский ястреб», «Час пик» и «Крепкий орешек», «Воздушная тюрьма», «Такси» и «Разборки в маленьком Токио». На таком задорном фоне «Плохие парни» несколько терялись, но тем не менее отлично прошли в американском прокате и дали старт карьере Уилла Смита, Мартина Лоуренса и особенно Майкла Бэя. При бюджете в 19 миллионов долларов фильм собрал 150.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Вышедшие в 2003-м «Плохие парни-2» были очень похожи на первую часть, с той лишь разницей, что Уилл Смит за эти годы превратился в мегазвезду, а Бэй собрал под это дело нереальные по тем временам $130 000 000 и показал всему миру, как правильно снимать в слоу-мо и все взрывать. Это не сделало фильм событием и не помогло ему заработать. Но стало еще одним толчком в карьере Уилла Смита, который после этого завязал с комедиями и снялся в «Я – роботе» и «Я – легенде». И открыло Майклу Бэю дорогу к «Трансформерам» и «Черепашкам-ниндзя». А «Плохих парней» отложили в долгий ящик на 17 лет.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Нельзя сказать, что у фильма была армия фанатов, которая все эти годы ходила на митинги, писала петиции и требовала возвращения плохих парней на экраны. Однако в 2020-м одиозный продюсер Джерри Брукхаймер («Лучший стрелок», «Скала», «Падение черного ястреба», «Пираты Карибского моря») решил устроить своим любимым артистам прощальную гастроль.
Масштаб разрушений сократился пропорционально сокращению бюджета. 90 млн для Брукхаймера – это практически режим жесткой экономии. Но то, что невозможно передать с помощью взрывов и боевого CGI, компенсировали за счет расширения состава. И актерского, и сценаристского.
И то, и другое, впрочем, напрашивалось. В XXI веке уже невозможно снять блокбастер, не имея в активе команды супергероев. Поэтому напарникам Майку и Маркусу в новом фильме помогает отряд специального назначения. Командиром назначили латиноамериканскую красавицу Паолу Нуньес из сериала «Сын». Но самая звездная в отряде – Ванесса Хадженс («Запрещенный прием», «Отвязные каникулы», «Мачете убивает»). Еще там есть Александр Людвиг из «Викингов» и Чарльз Мелтон из «Ривердейла». Конечно, состав недотягивает до последних частей «Форсажа», но и запросы у «Плохих парней» скромнее. Все-таки обоим главным героям уже за 50, в таком возрасте неплохо, когда есть кому делегировать часть прыжков, ударов по голове и бега по пересеченной местности с препятствиями. А то ведь можно и не добежать до следующей страницы.
Сценарий никогда не был сильной стороной «Плохих парней». Майкл Бэй снимал широкими мазками, а написанные диалоги Уилл Смит и Мартин Лоуренс переделывали на ходу, экспромтом. Сейчас, к сожалению или счастью, так уже никто не работает, и поэтому студия наняла целых трех сценаристов – Криса Бремнера, Питера Грэга и Джо Карнахана. И ребята сполна отработали зарплату.
«Плохие парни навсегда» насыщены событиями под завязку, не хуже, чем «Звездные войны». Каждые три минуты следует какой-нибудь крутой разворот сюжета. Тут будут и свадьбы, и роды, и похороны. Так же как «Звездные войны», все это неуловимо напоминает легенды о короле Артуре. Ну, по крайней мере те, что ближе к финалу. Правда, в руках блистательного комедийного дуэта Уилла Смита и Мартина Лоуренса «Экскалибур» стремительно мутирует в мексиканский сериал. Или, может, это из-за концентрации мексиканцев в кадре?
Так или иначе, главная фишка франшизы, актерская химия Смита и Лоуренса, никуда не делась. После стольких лет стала еще забористей. Особенно заметно это, если перед походом в кино пересмотреть дилогию Бэя. Только что копы-напарники шутили про стояк и пердеж, как вдруг перешли на импотенцию, походы к психоаналитику и краску для подкрашивания седых волос. Герои постарели, но ведь и время изменилось. В нулевые и девяностые такое бы ни за что не прокатило. А вот своих новых зрителей «Плохие парни навсегда» похоже, радуют. Прокат у фильма такой, что уже объявлено о запуске четвертой части. Так что Майк Лоури и Маркус Бернетт снова в игре. Кто знает, может, через пару таких фильмов они догонят по сборам «Джона Уика». Или «Крепкого орешка», чем черт не шутит.