Сравнивать между собой книжки Стивена Кинга – довольно неблагодарное занятие, но думаю, что никто не станет спорить с тем, что «Оно» – одна из самых выдающихся его вещей. Классический пример того, как из локального сюжета о подростках в маленьком американском городке может вырасти монументальный 1200-страничный эпос о банальности зла, разнообразной нетерпимости, ужасах взросления, психологических травмах и утрате невинности.
Кэри Фукунага погорел на последнем. Режиссер первого легендарного сезона «Настоящего детектива», которому изначально предназначалась работа по экранизации «Оно», собирался воздать должное оригиналу и снимать максимально близко к тексту. И знаменитой групповухе в коллекторе в том числе. Понятно, что братья Уорнеры не были готовы к такому градусу аутентичности. И «Оно» передали менее радикально настроенному аргентинцу Андреасу Мускетти, который был известен тем, что работал над ужастиком «Мама» вместе с Гильермо дель Торо.
А потом случилось чудо. Возможно, этому способствовало то, что Фукунага успел поработать над фильмом и даже отснять часть материала. Или, может быть, оригинал Кинга так гениален, что вообще не важно, кто режиссер. Или нужно благодарить внезапную моду на 80-е, когда на Netflix вышли «Очень странные дела», а потом «Бандерснэтч», а Стивен Спилберг снял «Первому игроку приготовиться». Так или иначе, Андреас Мускетти сорвал банк – «Оно» 2017 года стало самым кассовым фильмом ужасов за всю историю – заработало больше 700 млн долларов при бюджете в $35 млн.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Warner Bros бросились закреплять успех. Тем более что с самого начала планировалось разбить титанический труд Кинга на две части. Но теперь Мускетти получил неограниченный кредит на CGI и гонорары актеров. В результате в фильме еще больше разнообразных компьютерных ужасов и звезды, пусть не первого, но уж точно второго эшелона – многоликий Джеймс Макэвой («Транс», «Грязь», «Особо опасен», «Сплит», «Стекло», «Люди Икс») и американская красавица Джессика Честейн («Древо жизни», «Самый пьяный округ в мире», «Интерстеллар», «Марсианин»), с которой Мускетти уже работал в «Маме».
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Сложно сравнивать работу звездных профессионалов с командой юных дарований, с которыми зрителю пришлось иметь дело в первой части. Тем более что из второй дети никуда не делись, флешбэки то и дело переносят действие в 80-е, а повзрослевшие за два года актеры искусно обработаны с помощью суперсовременных технологий. Хотя с этим есть некоторые странности, надо сказать. В любом случае львиная доля работы и ответственности легла теперь на плечи «родителей». Честейн стала повзрослевшей Беверли Марш (в книге было больше женских персонажей, но в кино Беверли – единственная девочка), а Макэвою достался лидер «Клуба неудачников» Билл Денбро.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Сюжет в целом старается соответствовать многословному оригиналу, в некоторых местах даже избыточно буквально, но на глубину, по причинам, которые мы уже обсудили выше, Мускетти не идет. Поэтому начинается все довольно близко к тексту: через 27 лет после событий первой части повзрослевшие «неудачники» получают страшное известие – Оно пробудилось, чудовищный клоун Пеннивайз снова вышел на охоту и пожирает маленьких девочек и мальчиков, а также заезжих канадских геев (эту автобиографическую, как водится, роль сыграл Ксавье Долан).
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кто-то режет вены, кто-то блюет, кто-то разводится с мужем – шестеро из семерых героев выполняют детскую клятву и отправляются в Дерри, чтобы покончить с клоуном раз и навсегда или умереть. Дальше рассказывать бессмысленно. Те, кто читал оригинал, и так в курсе сюжета, а тех, кто нет, уже в следующем абзаце поджидали бы спойлеры. Можно только сказать, что взрослые актеры, какими бы звездно-профессиональными они ни были, выглядят менее естественно, чем их юные коллеги, а финансовый карт-бланш, выданный Мускетти, после успеха первой картины не смог автоматически превратить вторую часть в выдающийся шедевр.
Очевидно, что Мускетти пытался соответствовать и букве, и духу оригинала. О первом свидетельствует трехчасовой хронометраж прокатной версии, а о втором – появление самого мастера ужаса Стивена Кинга в небольшом камео. Ну и, конечно, Пеннивайз в исполнении Билла Скарсгарда. К зловещему клоуну никаких претензий, вся эта жуткая нечеловеческая пластика и мимика, ужимки и прыжки. Скарсгард и его гримеры создали один из самых запоминающихся и ярких образов в фильмах ужасов.
Но только «Оно» же не про клоуна. Весь ужас этого текста Стивена Кинга в том, что детей убивают не клыки неведомого монстра, а равнодушие родителей. Да ладно бы только равнодушие и ладно бы только родителей. Там же про то, как отцы насилуют дочерей, матери издеваются над сыновьями, а соседи годами делают вид, что ничего не происходит. Дети сбегают из дома на улицу, а там их поджидают местные гопники. И потом, когда через много лет, преодолевая шторма, детям все же удается вырваться из этого кошмара и уехать из города, они могут только все забыть. И если кому-то и удается завести семью, то уж точно никаких детей. Все сорокалетние персонажи истории бездетны.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Полностью игнорировать кинговский социальный пафос Мускетти не удается, но он старается от него максимально дистанцироваться. Поэтому домашнее насилие и всякий внутрисемейный абьюз появляются в фильме только тогда, когда их ну совсем уже нечем заменить или перефразировать. Зато разнообразных фантастических монстров, выпрыгивающих с дикими воплями из темноты на зрителя, тут хоть отбавляй. Каждый доллар, вложенный в CGI, по-честному отработан.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Не нужно, наверное, все валить на режиссера. Ведь и самого Кинга в свое время обвиняли в том, что он испугался придуманной им самим истории и смазал концовочку. И весь этот хтонический ужас, который из поколения в поколение творится в американских провинциальных городках, списал на тлетворное влияние инопланетного чудовища. Так что режиссер тут так же, как персонажи кинговской истории, делает вид, что ничего не происходит… и снимает фильм ужасов про клоуна.
Редакция 66.RU благодарит сеть кинотеатров Гринвич-синема за показ фильма