В наше унылое время всеобщего кризиса идей каждый из уважающих себя артистов старой школы обзавелся собственной франшизой. Это больше похоже на бизнес-проекты, чем на кино в привычном смысле слова. Такие вот заделы на будущее, спокойную пенсию. Главным референсом для создания этих продуктов является бондиана – одна из первых и уж точно самая заслуженная и титулованная кинофраншиза в мире. Это вроде бы так очевидно и тупо, но все используют приключения агента 007 как основу и точку отсчета для собственных сюжетов. Изначальная вторичность таких проектов никого не останавливала в девяностые, не останавливает и сейчас.
Кто-то на полном серьезе конкурирует с бондианой, как Том Круз, самый трудолюбивый актер Голливуда. В своей борьбе с недостижимым оригиналом он дошел до того, что, помимо шести частей «Миссия невыполнима», создал «Джека Ричера» – копию копии бондианы. С самим собой в главной роли.
Кто-то бондиану пародирует, как Брюс Уиллис с Джоном Малковичем. В серии «РЕД» у них все то же самое: холодная война, приключения, шпионские спецоперации и экзотические страны, только сами суперагенты, а также их друзья, враги и даже девушки – уже старые и лысые.
А кто-то, как Джордж Клуни и Бред Питт, использует бондиану только фрагментами, которые касаются блек-джека и шлюх. В защиту последних можно было бы сказать, что девчонки в воровской вселенной Дэнни Оушена задействовались в меньшей степени и не так цинично, если бы не Oceans 8, выход которого изрядно смешал все карты.
Или еще есть Вин Дизель с приятелями-рестлерами, которые выдрали из бондианы только то, что касается тачек, и раздули из этого автомобильную вселенную. Они на самом деле популярнее всех вышеперечисленных франшиз. Тут чем примитивнее, тем надежнее.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Киану Ривз и его альтер эго Джон Уик занимаются той частью бондианы, которая касается заказных убийств. Вокруг профессии киллера выстроен целый мир, все участники которого так или иначе являются убийцами или же людьми, которые обслуживают убийц: торговцами оружием и транспортом, ювелирами и портными, полицейскими, врачами, сотрудниками клининговых служб, священниками, могильщиками. Ну как в «Городе грехов», только еще более утрированно и гламурно. Все действующие лица очень модно одеты, покрыты пирсингом и татуировками. Зачем в этом мире существуют остальные люди, если они не являются потенциальными жертвами киллеров, решительно непонятно.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Но здесь таких вопросов не задают. В этой вселенной, ну, точнее, не вселенной даже, а простом конструкте, поскольку основой для него является лишь крошечный эпизод реальности, хотя даже не реальности, а старого фильма, немного напоминающего реальность, не работают привычные причинно-следственные механизмы. В узком коридоре из целей и способов их достижения изможденный главный герой, наемный убийца Джон Уик мечтает о пенсии, но постоянно натыкается на различные запреты и ограничения правил игры.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
За фатальное нарушение одного из таких запретов в финале второй части Джон был осужден Правлением Кланов, лишен всех привилегий (не спрашивайте каких) и приобрел статус «экскомьюникадо» – в смысле, теперь у него нет никакого статуса и каждый прохожий (а мы помним, что все они – наемные убийцы) может пристрелить его как собаку. Но только на убийстве собак много не заработаешь, а убийце Джона Уика полагается солидный куш – 14 миллионов долларов. Ну потому что Киану Ривз – суперзвезда даже в мире киллеров, где каждый из его потенциальных убийц – его фанат.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Третья часть стартует сразу после окончания второй. В реальном мире прошло два года, а тут – одна секунда. Этой своей буквальностью и конкретностью конструкция, придуманная бывшим каскадером Чадом Стахелски (режиссером всех трех «Уиков»), больше всего напоминает тестостероновые боевики 80-х. Хотя есть заимствования и из других временных пластов. Между делом тут цитируется «Хороший, плохой, злой» и «Убить Билла», так Стахелски намекает на то, что источниками его вдохновения являются гонконгские боевики и вестерны, а никакая не бондиана. И еще, конечно, «Матрица», хотя чтобы процитировать «Матрицу», Киану Ривзу можно ничего даже не делать специально, он сам живая цитата.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Нарочитая элементарность сюжета не означает, что продукт предназначен для подростков. Как раз наоборот. Из-за запредельной жестокости всем трем «Уикам» присвоен рейтинг 18+. И от серии к серии количество кровищи и физиологичность убийств лишь набирают обороты. Если в первой и второй части еще оставалось место для лирических отступлений, флешбэков и романтики, то к третьей скорости настолько возросли, что на сантименты времени не осталось. У Джона Уика максимально жесткий график.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Предыстория героя скрыта во мраке, вроде бы когда-то кто-то обидел его собачку (и это не шутка). Чего он добивается, также понять очень трудно. Он просто действует, и все. Виртуозная боевая хореография, бешеные погони, бесконечный мордобой и лютейшее ультранасилие происходят как будто сами по себе, без особенных причин. В смысле, раз уж все вокруг убийцы, то они просто делают что положено – убивают. А что им еще остается? Задумано с профессиональным цинизмом, а исполнено очень дотошно, с особенной каскадерской лихостью – ни камуфлирующих склеек, ни модной трясущейся камеры, никаких привычных операторских и монтажных прихватов. Самые жестокие драки вообще происходят в полной тишине, чтобы музыка не заглушала звуки борьбы и не отвлекала зрителей от происходящего действа. И от этой первобытной дикости, от тестостерона, выплескивающегося с экрана, безусловно, захватывает дух. По логике продукта, то, как это выглядит, совершенно затмевает то, для чего все это нужно.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Однако существует и другая логика, довлеющая над логикой конструкта Чада Стахелски, хочет он этого или нет, – бондиановская концепция глобального капитализма, которой вынуждены следовать все франшизы-подражатели, и «Джон Уик» в их числе. Поэтому в первой части он разбирался с русской мафией, а во второй – уже с итальянской. К третьей Джон Уик сам оказался русским (ну точнее, белорусом, хотя американцам это без разницы), а к разборке подключились азиаты: китайские триады, японские ниндзя во главе с Марком Дакаскосом и арабы, которыми заправляет почему-то наемник Бронн из «Игры Престолов». Но все глобальные капиталистические ниточки, словно потоки нефти, ведут к Старейшине, таинственному и всемогущему бедуину в тюрбане, путешествующему по неким пустыням в компании верблюдов и верных ассасинов.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Оказавшись посреди пустыни, «Джон Уик – 3» вплотную приблизился к оригиналу и по форме. Подобно стареющему и неуклюжему Крейгу из последних бондиан Сэма Мендеса, стареющий и неуклюжий Киану Ривз 130 минут подряд истекает кровью из ран, которые получил еще во второй части, но не может умереть. Романтический герой бессмертен, даже если он убийца из истории про убийц. В этом смысле за Киану и его грядущую пенсию можно быть спокойным. Джон Уик вернется и снова будет убивать в четвертой, пятой, шестой части, ну и так далее до тех пор, пока один из вас не будет мертв. Ну а как еще должен встретить старость Избранный?