Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Марксистская комедия о супергерое-подростке от DC. Павел Матяж о фильме «Шазам!»

5 апреля 2019, 15:54
Марксистская комедия о супергерое-подростке от DC. Павел Матяж о фильме «Шазам!»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Киновселенная DC взяла курс на самых маленьких. Но это только для отвода глаз. На самом деле за трогательной историей о тяжелой судьбе американских сироток не очень хорошо скрывается подрывной большевистский подтекст и прямые призывы к свержению капиталистического строя.

«Шазам!» – изначально персонаж непростой судьбы. Он родился в ходе судебного разбирательства. В далекие шестидесятые Marvel отсудили его у DC. Точнее, не его самого, а только имя. Безымянного персонажа решили отныне называть «Шазам!» – дикость, как, впрочем, любой компромисс.

На заре своего существования молодые и дерзкие марвеловцы вообще много чего позаимствовали у конкурентов из DC. Но с самого начала держались менее серьезно и успешнее работали с молодежью. У них вроде бы все было то же самое, что и у DC, только для аудитории помладше: большой зеленый Халк, античный красавчик Тор, веселый и позитивный миллионер и филантроп Роберт Дауни-младший, бодрый Кэп, главный персонаж всех раскрасок для детей от 3 лет Человек-паук, ну и так далее.

Но в 2010-е роли поменялись. Набравшие нечеловеческую мощь «Мстители» вот-вот заработают 3 миллиарда на убийственно-мрачном сюжете про геноцид вселенского масштаба (билеты на премьеру в США давно раскуплены). А золотые визитные карточки DC Супермен и Бэтмен больше не работают и превратились в источник убытков и депрессии для своих правообладателей. И теперь уже очередь DC научиться паре трюков у Marvel.

Что они и делают. На этот раз с несколько истеричным усердием даже. Если «Чудо-женщина» удачно отыгрывала феминистский дискурс, а «Аквамен», напротив, был разухабистым гимном первобытной маскулинности, то «Шазам!» – это удар в самое сердце основной аудитории современного кино – школьникам. Ну, в смысле понятно, что все современные блокбастеры снимаются с расчетом на детей. Но «Шазам!» буквально детский. Это как «Полет навигатора» или «Последний герой боевика», только не в восьмидесятые, а сейчас.

Хотя стартует действие фильма как раз в восьмидесятые. Очкастого субтильного карапуза за что-то ругают неприятные отец и брат. Ребенок получает одну психологическую травму за другой, но оказывается, что этого недостаточно. Мальчика телепортирует к себе какой-то пожилой негритянский колдун. Маг ищет преемника, чтобы передать ему волшебные суперсилы. Всю свою жизнь он положил на борьбу с семью смертными грехами (в католическом богословии к ним относятся гордыня, алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие и лень), но состарился и ослабел. Чтобы продолжить борьбу, ему нужен кандидат, чистый сердцем и помыслами. Ребенок в двух шагах от того, чтобы стать новым Гарри Поттером, но не тут-то было. То ли с сердцем у малыша было что-то, то ли с помыслами, но старый волшебник стал искать другого кандидата, а очкарика телепортировал обратно к родственникам-садистам, чтобы малыш затаил обиду и стал в будущем кем-то вроде нового Волан-де-Морта.

Правильный Избранный нашелся в Филадельфии, в так называемое «наше время». Им стал трудный подросток Билли Бэтсон (Эшер Энжел) с очень непростым бэкграундом. Когда ему было четыре года, он потерялся на городской ярмарке и с тех пор ищет маму. За последние 10 лет он сменил полтора десятка приемных семей. Билл как раз в очередной раз удирал из очередного «дома», когда поезд метро внезапно привез его на какую-то неизвестную станцию. Не знаю, читал ли шведский режиссер фильма «Шазам!» Дэвид Ф. Сандберг «Заставу на якорном поле» Крапивина, или, может, его читали сценаристы Генри Гейден и Даррен Лемке. В любом случае это стопроцентное попадание.

На этот раз у мальчика с волшебником все получилось. Теперь стоит Билли сказать «Шазам!», и он превращается во взрослого мужчину (Закари Ливай) в красном латексном комбинезоне и плаще, умеет летать, пускать из рук молнии, двигаться с огромной скоростью, ну и так далее. Как Супермен или Капитан Марвел. Собственно, суд был как раз по этому поводу.

Только в отличие от капитанши или криптонца, даже становясь неуязвимым и сверхсильным супергероем, Шазам остается ребенком. Ну как Том Хэнкс из фильма «Большой». Основная часть шуток, связанных с тем, что взрослый дяденька ведет себя как подросток, – это цитаты оттуда. Только у Тома там все время были разные трогательные неловкости с женщинами, а здесь создатели решили, что любовная линия детскому фильму только навредит, поэтому всех спасенных от хулиганов красавиц Шазам называет «тетеньками». Это сводит на нет их попытки как-то отблагодарить спасителя. Так что никакого секса или хотя бы поцелуев тут не будет.

Главная тема «Шазама!» – семейная. Поиски мамы и отношения с последней приемной семьей, супругами Васкес (тоже бывшими сиротами) и их пятерыми приемными детьми, – занимают большую часть времени юного героя. Компания подобралась колоритная: толстяк-латиноамериканец Педро, маленькая чернокожая болтушка Дарла, геймер-азиат Юджин, ребенок-инвалид Фредди (Джек Дилан Грейзер, «Оно», «Красивый мальчик») и красавица Мэри. Интернациональное семейство готовится отмечать Рождество в духе романов Диккенса – в тесноте, да не в обиде. Все целыми днями улыбаются, обнимаются и щебечут о разной милой чепухе. В общем, выглядит это как какая-то странная секта. Нелюдимый и замкнутый Билли поначалу решает сбежать из этого зоопарка тотальной политкорректности, но бесконечные обнимашки сделали свое дело. И потенциально опасный социопат под благотворным влиянием общины становится на защиту семейных ценностей.

В противовес этой сиротской идиллии семью главного антагониста представляют серьезные бизнесмены, владельцы корпорации Сивана. Они выстроили вокруг семейных ценностей многомиллионный бизнес, но лицемерно продолжают унижать младшего члена своей собственной семьи доктора Тадеуша Сивана (Марк Стронг). Ну, правда, только до тех пор, пока повзрослевший Тадеуш не выбросит их в окошко. Вот в кого превратился тот отвергнутый мальчик из вступительной сцены. Не получив волшебные силы у старого волшебника, он заключает договор с семью грехами – в фильме это не просто абстрактные теологические понятия, а здоровенные, хотя и несколько однообразные демоны, которые хотят править в мире людей, ну или что-то вроде того.

В общем, в результате получается, что вся эта карамельно-розовая семейная тема нужна была только для отвода глаз. На самом деле есть хорошие семьи, а есть плохие. Хорошие могут состоять из отверженных: сирот, инвалидов, чернокожих и азиатов, но в них рождаются супергерои в правильной красной униформе. А в плохих семьях под благопристойным капиталистическим фасадом творится домашнее насилие и поэтому появляются там только порочные суперзлодеи, мечтающие захватить мир.

Так вот откуда этот коммунистический красный плащ, отсутствие секса и режиссер из социалистической Швеции, и русский крапивинский след, и этот негритянский седобородый колдун, поэтому такой странно знакомый. Ему не просто преемник был нужен. Старый марксист, похоже, задумал возродить в Филадельфии пионерскую организацию. Чтобы юные шазамята разобрались со злодейскими американскими корпорациями, корпорация Сивана – это только первая ласточка. Изъяли у капиталистов их несчастных замученных детей и раздали по приемным семьям и сиротским приютам. А уж там из них сделают правильных красных супергероев.