Отношения между Индией и Пакистаном обострились в середине февраля: тогда смертник в начиненном взрывчаткой автомобиле протаранил автобус с индийскими военнослужащими. 27 февраля Индия заявила, что сбила пакистанский истребитель и потеряла собственный в Кашмире. После этого Пакистан закрыл свое воздушное пространство как минимум до 1 марта. А на севере Индии были закрыты по меньшей мере четыре аэропорта.
Росавиация рекомендовала авиакомпаниям полностью или частично прекратить полеты над Индией, Пакистаном и Афганистаном.
В первую очередь от индо-пакистанского конфликта пострадают отдыхающие, собиравшиеся лететь в Юго-Восточную Азию. Если учесть, что именно там сейчас пляжный сезон, то таких людей будет много. Над Пакистаном и севером Индии летят лайнеры в Таиланд, Вьетнам, на остров Хайнань. Проблемы с возвращением туристов возникли и на Гоа.
Кто летит в обход
Первыми, кто ощутил на себе последствия обострения конфликта между Индией и Пакистаном, стали пассажиры авиакомпании Azur Air. Летевшие на Фукуок и Краби туристы из Москвы и Санкт-Петербурга так и не смогли попасть на курорты — авиалайнеры пришлось посадить в Екатеринбурге. В итоге рейс 7833 в Таиланд вылетел из Кольцово лишь поздним вечером 27 февраля, а рейс 7747 — в ночь на 28 февраля.
Авиакомпании NordWind пришлось экстренно менять маршрут рейса Пхукет — Москва, сообщает Ассоциация туроператоров России. На момент оповещения Росавиации борт находился в небе. В итоге капитану судна пришлось менять маршрут, садиться на дозаправку в Минеральных Водах, а после этого уже возвращаться в столицу. Время в пути по новому маршруту увеличилось на 1 час 40 минут. В дальнейшем, как заявили в NordWind, все самолеты будут заправляться заранее с учетом увеличения времени в пути.
В обход и с дозаправками вынуждены летать самолеты авиакомпании «Россия». Так, рейсы из Бангкока и Пхукета садятся на дозаправку в аэропорту Шарджи (ОАЭ). Из-за этого время в пути увеличивается на 2,5 часа. Рейс из московского аэропорта Шереметьево в Бангкок накануне совершил посадку на запасной аэродром по маршруту следования в аэропорту Ташкента.
Авиакомпания IFly была вынуждена задержать рейс из города Санья на юге китайского острова Хайнань в Жуковский. Перевозчик решал вопрос о возможности полета над территорией Ирана в обход Пакистана. Рейсы из Москвы на Пхукет IFly будет выполнять на час дольше обычного.
«Аэрофлот» также внес изменения в расписание. Согласно информации, опубликованной на сайте перевозчика, меняется время вылета из Москвы в Пекин, Шанхай, Бангкок, а также из Пхукета и Дели в Шереметьево.
Возникают проблемы и с вылетом из индийского штата Гоа. Как написал в своем telegram-канале Дмитрий Колезев, в аэропорту был усилен контроль, присутствовали военные с автоматами. А после закрытия воздушного пространства пассажирам пришлось четыре часа ждать вылета, время в пути увеличилось еще на час. Так, на пять часов задержался рейс Azur Air ZF-9628 из Гоа: вместо ожидаемых 11:25 он прибыл в Кольцово в 16:40.
В итоге авиакомпании вынуждены согласовывать маршруты полетов с сопредельными с Индией и Пакистаном странами, дозаправлять самолеты, увеличивать объем расходуемого топлива, менять экипажи. Все это может привести к увеличению стоимости полетов и туров.
Сколько придется платить
Назвать точной цифры, насколько подорожают перелеты и как закрытие авиапространства отразится на затратах авиакомпаний, перевозчики пока точно не могут. Есть только примерный порядок цифр. Как пишет РБК со ссылкой на одного из туроператоров, себестоимость одного кресла из Москвы в Таиланд и обратно составляет 500–600 долларов. Лишняя тысяча километров увеличивает стоимость на 26 долларов. В итоге туроператоры будут вынуждены поднимать стоимость билетов и туров. Это касается не только популярных курортов Таиланда, но и других стран Юго-Восточной Азии.
В Azur Air рассказали, что издержки у всех перевозчиков, летающих через Пакистан и Индию, возникнут. В конечном счете придется доплачивать за дополнительный расход топлива, дополнительные аэропортные сборы, обеспечение пассажиров питанием и проживанием. «Безусловно, издержки могут возникнуть в случае, если ситуация с воздушным пространством над территорией Пакистана и Индии затянется и придется длительный период выбирать иные маршруты для полетов в страны Юго-Восточной Азии», — отметил представитель авиакомпании.
Если конфликт затянется, то, по оценкам экспертов, рост себестоимости перелетов в Таиланд и Вьетнам может составить 25%.
Напомним, авиакомпании уже были вынуждены повышать стоимость билетов из-за роста цен на керосин и НДС. Так, «Аэрофлот» в третий раз за год увеличил топливный сбор. Кроме того, из-за ослабленного рубля растут цены и на готовые туры. Одно из популярнейших направлений — Турция — в этом году подорожает, по разным оценкам, от 10% до 50%.