Джеймс Кэмерон – один из самых коммерчески успешных режиссеров в мире. А на самом деле – самый успешный. Спилберг просто снял намного больше фильмов, у Питера Джексона были совершенно беспроигрышные три части «Властелина колец», а у Майкла Бэя та же история с трилогией про трансформеров. Но вот остальные их проекты далеко не так прибыльны. Даже у великого Спилберга случались провалы.
Кэмерон значительно более стабильный режиссер. «Аватар» с «Титаником», кассовый рекорд которых до сих пор не побит, позволили их автору почивать на лаврах и посвящать десятилетия глубоководным погружениями. А потом еще десять лет снимать продолжения истории На’ви. Как выяснилось, все эти годы Джеймс Кэмерон мечтал заниматься совсем другими вещами.
Коммерция коммерцией, а сердцу старого режиссера хочется жестокого киберпанка и постапокалиптической антиутопии. Есть такая японская манга из девяностых – GUNMM «Сны оружия» Юкито Кисиро. Про то, как в 26 веке Земля превратилась в гигантскую помойку, где киборги-убийцы охотятся и продают друг друга на органы. В этой жуткой мясорубке и живет Алита – маленькая девочка-киборг с огромными анимэ-глазами – мечта Джеймса Кэмерона.
В определенном смысле, мечта так и осталась мечтой – Кэмерон не стал самостоятельно заниматься постановкой «Боевого ангела Алиты». Может быть, из-за того, что все его время занято съемками продолжений «Аватара». А может, решил, что для авангардной японской манги он уже староват? Ограничился ролью продюсера и вполне ожидаемо сколотил для фильма внушительный бюджет $ 200 млн. А постановщиком стал Роберт Родригес, помимо всего прочего знаменитый суперэкранизацией культового комикса Фрэнка Миллера «Город грехов».
Хотя от «Города грехов» и вообще от Родригеса «Алите» досталось немного. Разве что пара эпизодических актеров из «Мачете» и «Планеты страха». Из всех родригесовских фильмов в «Алите» больше всего от «Детей шпионов». Да, конечно, это по-прежнему в какой-то степени антиутопия и киберпанк, но на помойке довольно солнечно, а из небесного города Залема сбрасывают вниз не только помои. Попадается, например, шоколад или апельсины. Или головы боевых киборгов, собранных триста лет назад по давно утраченной довоенной технологии.
Война между Землей и марсианскими колониями уничтожила на Земле все живое, кроме последнего небесного города и Айрон-сити, который появился вокруг свалки отходов, ежедневно сбрасываемых вниз из Залема. На помойке, которая больше похожа на Коламбус из «Первого игрока» Спилберга – довольно активное сообщество, кое-где сохранилась вполне респектабельная недвижимость, да и местные жители не готовы убивать друг друга за миску супа. У Спилберга все население висело в онлайн-играх, а обитатели Железного города помешаны на кибернетических протезах. Самый последний бомж тут является обладателем кибернетической руки, ноги или чего-то подобного.
В таком мире лучше всего себя чувствует кибер-хирург доктор Дайсон Идо (Кристоф Вальц). Он снабжает всех желающих киберапгрейдами, материал для которых берет на все той же помойке. Во время одного из таких рейдов за железяками он и находит голову и кусок киберскелета какого-то старого робота. Внутри головы чудом сохранился неповрежденный мозг, а на куске скелета функционирующее сердце. Доктор Идо соединил все это с механистическим телом, которое когда-то сделал для своей погибшей дочери, и назвал полученный агрегат так же, как ее, – Алита. Ее сыграла канадская актриса Роза Салазар. Хотя на первый взгляд и не скажешь, что для создания этой анимэ-малышки понадобился живой человек.
Вот только восстановить память Алите не удалось. По какой-то причине робот осознает себя девочкой-подростком. Поэтому довольно быстро роборебенок устраивает бунт против родителей и влюбляется. Загорелый красавчик Хьюго на футуристическом монобайке наверняка бы разбил железное сердце новорожденного робота, если бы так же, как все остальные, не был увлечен ночным потрошением киборгов и моторболом. Моторбол – это то же самое, что роллербол, только с участием киборгов, вместо живых игроков – а «Роллербол» – это антиутопическая спортивная драма 1975 года с Джеймсом Кааном.
Довольно быстро и Алита должна была стать добычей охотников за киборгами, но в первой же стычке обнаружила, что владеет боевыми искусствами и поэтому может разбрасывать нападающих киберхулиганов, как котят. Моторбол и драки между киборгами – отдельная выдающаяся часть фильма, виртуозно нарисованная и максимально жестокая, даже несмотря на рейтинг RG-13. Они же роботы, поэтому отрубать им головы и вырывать позвоночники можно сколько угодно. И кровь у них какая-то синяя.
А еще выясняется, что во время боя в мозгу Алиты что-то такое активируется и она начинает вспоминать, кем была раньше. И чем больше будет драк, тем больше она узнает о том, кто она. А значит, сражения, гонки, мордобой и убийства в прямом смысле раскручивают сюжет. И чем больше у Алиты будет врагов и чем они будут сильнее, тем быстрее мы дойдем до финала. Ну или что-то вроде того.
При всей своей мрачности оригинальная манга не так глубокомысленна и богата философскими подтекстами, как канонические образчики киберпанк-эстетики «Призрак в доспехах» или «Бегущий по лезвию». Это в общем-то боевик, и по уровню спецэффектов, графики и боевого СGI «Алита», конечно, на голову выше своих пафосных предшественников. Тем более что достойной экранизации «Сны оружия» так и не увидели. В 1993 году режиссер Хироси Фукутоми снял на тему анимэ «Battle Angel», но в самой Японии фильм прошел так неудачно, что Джеймса Кэмерона можно считать единственным его поклонником.
А кэмероновско-родригесовскую «Алита» – единственной полноценной попыткой переноса на большой экран многотомной манги, которую Юкито Кисиро пишет уже 30 лет и не собирается, судя по всему, останавливаться. Не собираются и Кэмерон с Родригесом. Тем более что и тот, и другой – любители долгоиграющих франшиз. Так что пусть уж лучше Родригес возится с прекрасной Алитой и ее бездонными глазищами, чем возвращается в пятый раз к «Детям шпионов» или «Мачете в космосе». И Кэмерону будет чем заняться на пенсии, когда «Аватары» закончатся.