Режиссер Юрий Быков на хайпе. В смысле его фильмы всегда вызывают большой резонанс. В мире российского кино, пребывающем в странном забытьи, на фоне патриотичных военных блокбастеров и не менее патриотичных комедий фильмы Быкова действительно выделяются.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Дурак», 2014 |
Пронзительные, бескомпромиссные, отчаянные «Дурак» и «Майор» наделали в свое время шума. В основном среди тех, кто их не смотрел даже. Эти страшные истории про простых людей из российской глубинки создали Быкову репутацию неудобного, строгого и такого прямого, как стрела, режиссера-аскета, который не боится клеймить с большого экрана российские реалии: нищету, разруху, воровство, ну и так далее. Это была такая кинопублицистика, можно сказать. Быков очень простыми словами, без сложных метафор и иносказаний говорил то, на что не хватало духу многим СМИ. Доставалось и коррупционерам-чиновникам, и охреневшим от собственной безнаказанности ментам и безмолвствующему народу. За это одни клеймили Быкова чернушником, другие обвиняли в подражании Звягинцеву, третьи благодарили за честность и стойкую гражданскую позицию.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Майор», 2013 |
Поэтому и те, и другие, и третьи были шокированы гибкостью, которую вдруг проявил Быков, когда внезапно развернулся на 180 градусов и выступил режиссером сериала «Спящие» на Первом канале. Его новыми героями стали офицеры ФСБ. Солнечная летняя Москва, исторические энкавэдэшные кабинеты на Лубянке с портретами Путина, Андропова и Железного Феликса. И борьба с агентами ЦРУ и оппозиционерами, которые решили устроить в России «оранжевую революцию».
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Спящие», 2017 |
Сейчас нет никакой технической возможности перечислить всех, кто выступил с критикой этого продукта режиссера Быкова. Русская интеллигенция вообще редко проявляет такое единодушие. В деталях, конечно, были расхождения: кто-то говорил, что Быков продался, кто-то – что его заставили, но суть была одна – это подлость, предательство, удар в самое сердце, творческое самоубийство и никакие будущие авторские проекты ничего никогда не изменят.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Фото со съемок фильма «Завод», 2018 |
Эти будущие проекты, а именно фильм «Завод», который Быков делал параллельно с работой на Первом канале, и оказались под вопросом. Режиссер, расстроенный шквалом критики, опубликовал заявление, в котором, кроме всего прочего, сообщил, что уходит из кино. После этого ценители разделились на тех, кто считал, что «Завод» все-таки стоит допилить, и тех, кто говорил, что после такого можно уже не дергаться.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Но вот не прошло и года, «Завод» выпущен в прокат, причем довольно обширный.
В Екатеринбурге его показывают 15 кинотеатров, в некоторых по шесть сеансов в день. Для некомедийного и не военно-патриотического российского фильма это очень много. Каннскому лауреату Звягинцеву такой прокат и не снился, да и первые картины самого Быкова крутили гораздо меньше. Сотрудничество с Первым каналом оправдало себя. Сейчас об этом можно долго разглагольствовать, но пора уже поговорить о фильме.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
На первый взгляд это очень похоже на Быкова образца 2013-го. Абстрактная российская глубинка с высоты птичьего полета, сумрачное серое небо, межсезонье, чахлые кустарники посреди бескрайних грязных полей, запустение и тоска. По разбитой асфальтовой дороге идет на завод Денис Шведов, постоянный и самый любимый актер Быкова, здесь он снова в главной роли.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Его персонажа все зовут «Седой», он воевал в Чечне, где потерял глаз и вообще весь изранен. А еще он идеалист, поэтому после демобилизации не пошел в полицию или к бандитам. Смог устроиться только на местный ЖБИ, к станку. Это как если бы Джон Рембо родился в СССР, где-нибудь под Смоленском.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Но трудовая копейка оказалось уж очень малой, а пролетарское счастье недолгим. Вскоре вслед за рабочими на завод приезжает хозяин – местный олигарх Калугин (Андрей Смоляков), который объявляет подчиненным, что закрывает производство: «Вот этот месяц работаем – потом все».
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
На заводе и так работает всего 300 человек, производство сокращено до минимума, железобетон никому не нужен, зарплату не платят уже полгода, поэтому остались только самые отчаявшиеся и безнадежные. Быков выделяет из них пятерых, важных для дальнейшего сюжета, и показывает зрителям срез отчаяния и безнадеги, в которых эти люди живут.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Самый молодой Вовка ухаживает за больной матерью, седоусый толстяк «Пыж» – многодетный отец, его жена снова на сносях, а старшая дочка «тоже залетела», старый «Казак» ужасающе кашляет, неизвестно, дотянет ли он до пенсии, а от сурового здоровяка Терехова жена ушла к соседу. В бригаду самых отчаянных попадает и недавно откинувшийся «Рябой», ну как же в современном российском фильме без героя-уголовника.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Вот этих пятерых «Седой» и подбивает на невиданную для русского человека пассионарность – захватить Калугина и потребовать «выходное пособие». После недолгих колебаний пролетарии раздобыли оружие, взяли на заводе два КамАЗа, надели балаклавы и захватили олигарха в заложники. План сработал, помощники буржуя, вооруженные до зубов бандиты, привезли деньги, и дело уже шло к финальной перестрелке, но тут вмешалась неизвестно кем вызванная полиция. Омоновцы скрутили охранников олигарха, но потом им позвонили. И копы исчезли так же неожиданно, как появились, и предоставили враждующим сторонам разбираться дальше самостоятельно.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Вот в этот момент и становится более очевидна метаморфоза, которая произошла с Юрием Быковым после его шестилетнего хождения на Первый канал. Ну или, по крайней мере, возникает ощущение, что снимал человек фильм, а потом ему тоже позвонили.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Вроде бы режиссер Быков по-прежнему с народом и живописует всю тяжесть положения, в котором этот народ находится. Но обвиняет он в этом теперь не чиновников, которые все разворовали, и не ментов, которые закрывают на это глаза, а местного бизнесмена. Типа, завод – его частная собственность, значит, полиция и муниципалитет не при делах, на владельце вся ответственность. А бизнесмен Калугин, конечно же, бывший бандит, ну а как же иначе. Скупил в девяностые за бесценок завод, жег киоски, закапывал в лесу конкурентов и так далее, что он еще мог делать в девяностые.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
И пролетарское восстание превращается в бандитскую разборку. Вестерн про плохих богатых и хороших бедных. Причем богатые в лице главного злодея, а также «Тех, Кто За Ним Стоит», вообще остаются вне кадра и как бы над схваткой. Предоставляя возиться в грязи своим охранникам. Одному из них Быков даже дает имя и посвящает зрителей в детали его биографии, ну чтобы окончательно отвлечь внимание от главного злодея.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Происходит это чуть раньше, когда вслед за бытовыми зарисовками из жизни рабочих показывают еще одну, точно такую же по форме. Перепуганный маленький мальчик входит в родительскую спальню, из ванной раздаются рыдания его мамы, которая умирает от рака. Ребенка пытается успокоить покрытый татуировками отец – это начальник охраны олигарха Калугина по кличке «Туман». А ему-то, выходит, ничуть не легче живется, чем «Седому» и его несчастным товарищам.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Попытка вызвать сочувствие к злодею – вообще нетипична для боевика, которым, как ни крути, является «Завод». Ну представляете, если бы в середине «Крепкого орешка» вдруг появилась сцена про, то как глава террористов забирает дочурку из детского садика, или если бы посреди «Терминатора-2» жидкий терминатор вдруг перевел бы через дорогу бабушку. Абсурд, безумие какое-то.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Потому что во всем остальном, что касается собственно боевика, «Завод» снят очень логично и добротно так. Жестокого мордобоя и крутых перестрелок тут будет предостаточно, и как жанровый режиссер Быков безусловно заслуживает похвалы.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Вот только выходит, что этот весь боевик – обманка и нужен для отвода глаз. И пока «Седой», «Туман», рабочие и бандиты устраивают гладиаторские бои на никому не нужном заводе, вся полиция вместе со злодеем Калугиным и Теми-Кто-За-Ним-Стоит рассядутся по комфортабельным автомобилям и разъедутся по теплым квартирам. Может быть, конечно, так и было задумано режиссером Юрием Быковым, но от этого совсем не легче.