Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Встретились как-то великий ум, анархист и Брюс Уиллис. Павел Матяж – о супергеройском триллере «Стекло»

19 января 2019, 16:25
Встретились как-то великий ум, анархист и Брюс Уиллис. Павел Матяж – о супергеройском триллере «Стекло»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Герои предыдущих фильмов режиссера, продюсера и сценариста М. Найта Шьямалана «Неуязвимый» и «Сплит» встретились в новом. Что это, заключительная часть трилогии или начало новой супергеройской вселенной Шьямалана? Разбирается Павел Матяж.

В обычном комиксе 35 страниц и 124 иллюстрации. Цена на один журнал комиксов колеблется от $1 до $140 000. В США ежедневно продается 172 000 журналов комиксов. И свыше 62 780 000 ежегодно. Среднестатистический коллекционер комиксов является обладателем 3312 журналов и около года его жизни уходит на чтение комиксов.

Этой статистической выкладкой в 2000 году тридцатилетний Манодж Неллиятту «М. Найт» Шьямалан снабдил свой второй фильм «Неуязвимый». Тогда его сравнивали с «Криминальным чтивом», это было откровение и для фанатов комиксов, и для критиков. С тех пор Квентин Тарантино неизменно включает «Неуязвимого» в каждый очередной список лучших фильмов всех времен. За несколько лет до «Темного рыцаря», «Хранителей» и появления фильмов студии Marvel Шьямалан предвосхитил комикс-ренессанс, но сам остался за его бортом. Возможно, это было сделано сознательно, и Найт, как выдуманный им суперзлодей мистер Стекло, слишком серьезно относится к комиксам, чтобы превращать их в аттракцион для зарабатывания денег.

Встретились как-то великий ум, анархист и Брюс Уиллис. Павел Матяж – о супергеройском триллере «Стекло»
Фото: kinopoisk.ru

Так или иначе, «Неуязвимый» в паре с дебютным «Шестым чувством» до сих пор является визитной карточкой режиссера и вполне себе действующим активом того кредита доверия, которым Шьямалан пользуется если не у голливудских студий, то у любителей кино. Несмотря на 20 лет, когда индийца преследовали провалы и неудачи. Все смотрели «Шестое чувство» и «Неуязвимого».

Встретились как-то великий ум, анархист и Брюс Уиллис. Павел Матяж – о супергеройском триллере «Стекло»
Фото: kinopoisk.ru

Впрочем, строго говоря, тогда, в нулевом, «Неуязвимый» тоже провалился в прокате, но чуть позже стал хитом на DVD, и режиссер совместно с Брюсом Уиллисом заговорили о сиквеле, возможно, о трилогии даже. Но не сложилось. И только теперь, 20 лет спустя, когда Шьямалан провалил все, что только можно, и из вундеркинда, перед которым открыты все двери, превратился в сумасшедшего прожектера, которому не доверит бюджет ни одна вменяемая студия, появилась возможность снять продолжение.

Встретились как-то великий ум, анархист и Брюс Уиллис. Павел Матяж – о супергеройском триллере «Стекло»
Фото: kinopoisk.ru

Этому способствовал успех триллера «Сплит». Шьямалан выпустил его в 2017 году и при бюджете $9 млн собрал в прокате 278 454 358 долларов. Сюжетно притянуть психопатологическую историю о маньяке с раздвадцатичетырением личности к комиксовой теме мистера Стекло и Дэвида Данна было непросто, но Шьямалан позволял себе и не такое. И поэтому после всех перипетий и даже титров «Сплита» есть сцена, в которой Брюс Уиллис в образе Дэвида Данна смотрит по телевизору репортаж о маньяке и похищенных девушках и что-то бормочет о мистере Стекло. Таким образом, какой-никакой, но все-таки мостик к «Неуязвимому» оказался переброшен.

Встретились как-то великий ум, анархист и Брюс Уиллис. Павел Матяж – о супергеройском триллере «Стекло»
Фото: kinopoisk.ru

Итак. Супергерой-охранник, который обладает мистическим свойством проникать в разум людей при прикосновении, плюс сверхчеловеческая сила и полная неуязвимость, в новом фильме получил имя «Надзиратель». Суперзлодей и террорист-фанат комиксов, страдающий от сверхломкости скелета, но компенсирующий это сверхмощным интеллектом, «Мистер Стекло» дал новому фильму название. Еще 24 личности, заключенные в одном человеке, называют себя «Орда». Три эти персонажа, буквально – «Хороший», «Плохой», «Злой», встречаются в финале трилогии.

Встретились как-то великий ум, анархист и Брюс Уиллис. Павел Матяж – о супергеройском триллере «Стекло»
Фото: kinopoisk.ru

В клинике для душевнобольных. Сама по себе мысль о супергероях и суперзлодеях как об одержимых маниями пациентах психушки появилась на страницах комиксов вместе с Джокером и клиникой Аркхем. Ну, то есть где-то в 45-м. Здесь ее, как и в «Неуязвимом», продолжает невозмутимо транслировать Сэмюэл Л. Джексон в образе мистера Стекло. Различные психические травмы, перенесенные в детстве, и превращают обычных людей в героев, наделяют их суперспособностями, являются источником их силы. Реальной или воображаемой – это уж как доктор решит. Впоследствии эта мысль множество раз интерпретировалась в трагическом, комическом, сюрреалистическом, каком угодно ключе.

Встретились как-то великий ум, анархист и Брюс Уиллис. Павел Матяж – о супергеройском триллере «Стекло»
Фото: kinopoisk.ru

В смысле, вряд ли Шьямалан всерьез рассчитывал поразить всех оригинальностью трактовки. Супергерой в смирительной рубашке — это уже классика. Используя психбольницу в качестве декорации для нового сюжета, Шьямалан скорее иронизирует над самим собой. Только ненормальный может в 2018 году, в изменившемся навсегда мире кино, в котором герои комиксов из малоизвестных персонажей для гиков превратились в главный и самый ходовой товар, снимать фильм о каких-то очередных супергероях и делать вид, что ничего этого не было.

Встретились как-то великий ум, анархист и Брюс Уиллис. Павел Матяж – о супергеройском триллере «Стекло»
Фото: kinopoisk.ru

Доктор в целом с ним согласен. Точнее, согласна. Психиатр Элли Стейпл (Сара Полсон) является четвертым и вполне равноценным участником действия. Его катализатором даже. Это она собрала вместе и заточила в психушке Элайджу, Дэвида и Кевина, чтобы убедить в том, что их суперспособности – это иллюзия и самовнушение, что никакие они не герои, а просто психи с манией величия.

Встретились как-то великий ум, анархист и Брюс Уиллис. Павел Матяж – о супергеройском триллере «Стекло»
Фото: kinopoisk.ru

Так зацикливаться на медицинской стороне вопроса довольно нестандартно, другое дело, что этими разговорами фильм во многом и исчерпывается. Изолированным друг от друга пациентам, кроме психиатра, и говорить-то больше не с кем. Так может, в этом-то все и дело? И не надо им ни с кем говорить!

Встретились как-то великий ум, анархист и Брюс Уиллис. Павел Матяж – о супергеройском триллере «Стекло»
Фото: kinopoisk.ru

Брюс Уиллис всегда был для Найта Шьямалана счастливым талисманом. Он и сейчас пришел на помощь старому другу, несмотря на 63 года и седую шкиперскую бородку, которую он все-таки отрастил. Сэмюэл Л. Джексон полфильма изображает нервный тик и практически не двигается, но ближе к концу это изменится. А Макэвой, которого многие упрекали после «Сплита», что за два часа из 24 личностей он показал только три, ну три с половиной, здесь реабилитируется в какой-то степени.

Встретились как-то великий ум, анархист и Брюс Уиллис. Павел Матяж – о супергеройском триллере «Стекло»
Фото: kinopoisk.ru

Не знаю даже, чего в этом больше – уверенности в своих силах или безнадежности отчаяния. Ну в общем, если взять все кино по комиксам вместе и объединить в одну категорию, то «Стекло» будет ее ответвлением, спин-оффом. Разговорный супергеройский фильм, без экшена, лихих погонь, эффектных драк, без любовной линии даже. Психологическая драма. Вообще без компьютерной графики. Бюджет «Стекла» $20 млн, при том что в касте как минимум три суперзвезды первой величины, так что львиная доля этих денег ушла на их гонорары. И все, что режиссер здесь может использовать, – это их актерские суперспособности. Реальные или воображаемые.