Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Гоголь, гопник, клоун и святоша попали в концлагерь. Павел Матяж о фильме «Т-34»

28 декабря 2018, 16:44
Гоголь, гопник, клоун и святоша попали в концлагерь. Павел Матяж о фильме «Т-34»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Студия «Три Тэ» Никиты Михалкова, Фонд кино, телеканал «Россия-1» смешали историю любви и интернациональной дружбы в нацистском концлагере с танковым биатлоном и сделали из этого новогодний блокбастер.

Гоголь, гопник, клоун и святоша попали в концлагерь. Похоже на начало анекдота. Да даже по трейлеру было понятно, что «Т-34» – это хохма какая-то. Но ничего подобного. Это не шутка, а фабула военно-патриотической драмы режиссера Алексея Сидорова («Бригада»). И он это все очень серьезно.

По крайней мере, вступительные титры и первые кадры создают впечатление довольно суровой картины, в духе недавних «28 панфиловцев» или «Белого тигра». Ночь, зима 41-го, до Москвы 50 километров, младший лейтенант Ивушкин (Александр Петров) и украинско-белорусский экипаж последнего Т-34 получают приказ остановить наступление немецкой танковой роты под командованием бородатого штандартенфюрера Клауса Егера – тот не бреется из-за пари, что его танк будет первым на Красной площади не позднее этой недели.

Гоголь, гопник, клоун и святоша попали в концлагерь. Павел Матяж о фильме «Т-34»
Фото: kinopoisk.ru

Чтобы этого не допустить, наши парни проявляют нечеловеческий героизм, виртуозное владение боевым ремеслом и гибнут все до единого. То же можно сказать о съемочной группе, которая выдает лучшие 15 минут фильма (не в том смысле, что они тоже все полегли на этих съемках, а в том, что дальше можно было не снимать). Кружатся в рапиде башни вражеских «Тигров», снаряды летят в slow-mo, деревушка разлетается в щепки, все горит. Лучшие сцены из World of tanks на большом экране.

Гоголь, гопник, клоун и святоша попали в концлагерь. Павел Матяж о фильме «Т-34»
Фото: kinopoisk.ru

Правда, немного мешает дух продюсера Никиты Михалкова, незримо витающий над полем боя. Это ему мы, должно быть, благодарны за топорные метафоры из серии – фашистский танк прошибает стену сельской школы и въезжает в класс русского языка и литературы, где висят портреты Пушкина, Толстого, Достоевского и Ленина, а на доске детским почерком написано «Родная школа». И за православные песнопения над полем брани. Саундтреку «Т-34» вообще можно было бы посвятить отдельный материал, одно «Лебединое озеро» чего стоит. Но это потом.

Гоголь, гопник, клоун и святоша попали в концлагерь. Павел Матяж о фильме «Т-34»
Фото: kinopoisk.ru

А после боя начинается комедия. Александр Петров («Гоголь», «Полицейский с Рублевки», «Притяжение», «Затмение»), Антон Богданов («Реальные пацаны»), Виктор Добронравов («Ну, здравствуй, Оксана Соколова!», «Большая ржака») и Юрий Борисов («Хрусталь», «Ольга») попадают в концлагерь в Тюрингии. Ну чего, не нашлось других актеров на роли красноармейцев, страдающих в немецком плену? Или, может быть, Антон Богданов и Виктор Добронравов – это наши новые Крамаров и Бурков, выдающиеся комики, гении эпизода? С другой стороны, Роберто Бениньи доказал своим фильмом «Жизнь прекрасна», что комедия про концлагерь — это возможно. Короче, сложно сказать, чем обусловлен такой кастинг. Действительно режиссеру Сидорову нужны были клоуны в роли заключенных концлагеря или такой вопрос вообще не стоял? Нормальные артисты, че не так-то?

Гоголь, гопник, клоун и святоша попали в концлагерь. Павел Матяж о фильме «Т-34»
Фото: kinopoisk.ru

Потому что неправдоподобность ситуации и без того вызывает смех. Вездесущий штандартенфюрер Егер, узнав о том, что Ивушкин, который едва не убил его самого под Москвой, не погиб, а попал в плен, приезжает к нему в концлагерь. Но не для того, чтобы добить гада или, наоборот, пожать руку достойному противнику. Нет, он предлагает советскому офицеру-танкисту подобрать экипаж из военнопленных, отремонтировать недавно доставленный с восточного фронта Т-34-85 и тренировать на нем курсантов из «гитлерюгенд», новое поколение немецких танкистов. Тот сначала, конечно, с отвращением отказывается, но потом, когда Егер угрожает застрелить безымянную переводчицу (Ирина Старшенбаум), которую Ивушкин видит впервые в жизни, соглашается.

Гоголь, гопник, клоун и святоша попали в концлагерь. Павел Матяж о фильме «Т-34»
Фото: kinopoisk.ru

После этого у Петрова и Старшенбаум начинается… ну не то чтобы роман. Что-то еще более странное, чем отношения Константина Хабенского и Марии Кожевниковой в «Собиборе». Ну потому, что персонаж Ирины Старшенбаум – единственная женщина как в фильме, так и в лагере на 18 500 человек плюс несколько сотен охраны. До 1944-го года она ждала Александра Петрова. И возможности покататься на танке. Чтобы вслед летели миллионы снарядов – каждый обязательно в slow-mo.

Гоголь, гопник, клоун и святоша попали в концлагерь. Павел Матяж о фильме «Т-34»
Фото: kinopoisk.ru

Короче, я не могу понять, зачем нужно было начинать с такой хлесткой, вполне реалистичной батальной сцены, чтобы потом устраивать этот анекдот, набирать вместо нормальных драматических артистов каких-то сериальных клоунов, городить бессмыслицу на бессмыслицу и превращать военный фильм, пусть он и идет в новогодние каникулы, в театр абсурда.

Гоголь, гопник, клоун и святоша попали в концлагерь. Павел Матяж о фильме «Т-34»
Фото: kinopoisk.ru

Единственной причиной для этого может быть танк Т-34-85 с гордой надписью «Пермь» (а почему не Тагил?) на башне, подъезжающий по немецкому автобану к заправке, и актер Добронравов, весело кричащий кассиру: «Эй, фриц! Дизель до полной! Ферштейн?» Или сцена разграбления маленького немецкого городка, когда русским танкистам подносят по кружке баварского местные фройляйн. Такая сцена не могла бы появиться в фильме «Летят журавли», ну или там «Батальоны просят огня», да даже в комедийном и музыкальном «В бой идут одни старики» что-то подобное представить невозможно. Но для современного русского гоп-патриота с наклейкой «Можем повторить» на лобовухе это, конечно, сакральные вещи, возможность реванша, хотя бы так, понарошку, в кино. Для этого все и писалось. Для них, родных, для них, любимых. Но это и по трейлеру понятно было.