Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как жить без Де Ниро и Пачино? Павел Матяж о фильме «Вдовы»

24 ноября 2018, 13:30
Как жить без Де Ниро и Пачино? Павел Матяж о фильме «Вдовы»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Режиссер Стив Маккуин снял новый фильм, в котором подробно описал все тягости быта афроамериканских, и не только, женщин в жестоком Чикаго ХХI века.

Режиссер Стив Маккуин получил «Оскара» за свой предыдущий фильм «12 лет рабства». Многие тогда сочли решение комитета конъюнктурным и политическим. Но фильм был такой обстоятельный и глубокий, с прекрасными актерскими работами и по-настоящему звездным составом: Чиветел Эджиофор, Майкл Фассбендер, Пол Дано, Бенедикт Камбербэтч, Брэд Питт.

Следующий фильм Маккуина уже не так однозначно претендует на главный «Оскар», но тему Стив выбрал не менее животрепещущую. Он, как следует из названия, про вдов. Однако в названии не сказано, что это не просто вдовы в широком, так сказать, смысле. Это вдовы грабителей банков, то есть, скорее, персонажи эпоса, современных американских сказок, чем живые люди. Их мужья погибли во время очередного дела, и дамочки решили поднять упавшее воровское знамя.

Как жить без Де Ниро и Пачино? Павел Матяж о фильме «Вдовы»
Фото: kinopoisk.ru

Во «Вдовах» снялся еще один персонаж современных американских легенд — 87-летний Роберт Дюваль («Крестный отец», «Апокалипсис сегодня», «С меня хватит»). На этот раз он играет злодея.

В XXI веке сложно избегать сравнений и воспринимать какое-то конкретное современное кино как самостоятельный, авторский взгляд режиссера и сценариста на некую проблему. Тем более что в этот раз сравнение напрашивается само собой.

Как жить без Де Ниро и Пачино? Павел Матяж о фильме «Вдовы»
Фото: kinopoisk.ru

«Схватка», 1995

Это, конечно же, «Схватка» режиссера Майкла Манна с Аль Пачино и Робертом Де Ниро в главных ролях. Трехчасовое эпическое полотно рассказывало о великолепной четверке грабителей банков и не менее великолепном подразделении лос-анджелесской полиции, которое шло по следу преступников. Темп фильма, его скрупулезность и дотошность по нынешним временам совершенно чрезмерны, но благодаря этому десятки, может быть, сотни минут были посвящены личной жизни грабителей и полицейских и их будущим вдовам (да простят меня те, кто не смотрел «Схватку»).

Как жить без Де Ниро и Пачино? Павел Матяж о фильме «Вдовы»
Фото: kinopoisk.ru

О «Схватке» напоминает не только количество главных героев и тот факт, что все они — вдовы участников одной банды, но и странные места, в которых они назначают друг другу встречи. Ну, и еще музыка Ханса Циммера, который прямо цитирует тот легендарный саундтрек. Жаль, тут этого не слышно.

Женские характеры там было поручено воплощать выдающимся актрисам своего поколения: Эшли Джадд, Дайан Веноре, Эми Бреннеман и даже совсем юной еще Натали Портман. Ни про какой харассмент и girl power в Голливуде тогда еще не слышали, поэтому женщины честно отрабатывают амплуа в меру стервозных хранительниц домашнего очага, под пули не лезут, а если и плетут какие-то свои незатейливые интриги — основному сюжету, то есть противоборству титанов Аль Пачино и Де Ниро, это никак не мешает.

Как жить без Де Ниро и Пачино? Павел Матяж о фильме «Вдовы»
Фото: kinopoisk.ru

Натали Портман здесь 14

«Вдовы» начинаются в тот момент, когда заканчивается «Схватка». То есть когда Аль Пачино застрелил Роберта Де Ниро, а сам отправился спать, на пенсию. «Вдовы» — о том, что случилось с кино и вообще с миром с тех пор, как из него исчезли Пачино с Де Ниро, настоящие мужики. Как теперь быть вдовам да и всем нам?

Как жить без Де Ниро и Пачино? Павел Матяж о фильме «Вдовы»
Фото: kinopoisk.ru

Похоронами и различными сценами в церкви Маккуин, прямо скажем, злоупотребляет. Такое ощущение что все свое свободное время грабители проводят в храме.

Мужчины погибли, ушли из мира, оставив своих девочек в одиночестве. Майкл Манн в 1995-м не утруждает себя подробностями того, что с ними могло бы быть дальше. Стив Маккуин объединяет их в банду и отправляет на дело. Совсем не потому, что муж и жена — одна сатана и четверка девочек ничего другого не хочет и не умеет. Просто в мире, из которого исчезли Пачино с Де Ниро, остались одни козлы.

Как жить без Де Ниро и Пачино? Павел Матяж о фильме «Вдовы»
Фото: kinopoisk.ru

Но девчата ко всему готовы.

В «Схватке» зла не было вовсе. Ну, в смысле те персонажи, которые юридически являлись преступниками (Де Ниро, Вэл Килмер, Том Сайзмор и Дэнни Трехо), все равно воспринимаются зрителем как «хорошие парни», люди с определенным кодексом чести и принципами. А если появлялись «плохие парни», которые таких принципов не имели, вышеозначенные герои разбирались с ними до того, как те успевали добраться до семей «хороших парней».

Как жить без Де Ниро и Пачино? Павел Матяж о фильме «Вдовы»
Фото: kinopoisk.ru

Номинально в главной роли тут Виола Дэвис («Отряд самоубийц»).

А вдов зло окружает, все мужчины вокруг ополчились против них, как только поняли, что мужья-грабители больше не придут на помощь. И тем приходится брать все в свои руки и самостоятельно воровать, убивать и грабить. Причем грабить они собрались не какой-то абстрактный банк или ювелирную выставку, как их коллеги из «8 подруг Оушена», а персонифицированный образ настоящего зла — династию американских сенаторов Маллиганов — тут они представлены Колином Фарреллом и Робертом Дювалем.

Как жить без Де Ниро и Пачино? Павел Матяж о фильме «Вдовы»
Фото: kinopoisk.ru

В «Схватке» злодеями были какие-то ушлые банкиры и мелкие бандиты у них на побегушках. Во «Вдовах» главный злодей — сенатор. Как в комиксах Фрэнка Миллера.

Там, правда, есть еще странная, конкурирующая с семейством белого сенатора, негритянская преступная группировка. Они там разъезжают в лимузинах по чикагским пригородам только для того, похоже, чтобы создать правильное настроение и сделать фильм больше похожим на чикагские боевики 90-х. «Пулю» и «Брата-2» в каком-то смысле даже. Но для того, чтобы круто раскрутить такую линию, нужен Спайк Ли как минимум.

Как жить без Де Ниро и Пачино? Павел Матяж о фильме «Вдовы»
Фото: kinopoisk.ru

Совершено необязательная линия с этими афрогангстерами, но тут зато сыграл страшно модный сейчас Дэниэл Калуя («Черное зеркало», «Прочь», «Черная пантера»).

А Стив Маккуин слишком увлечен женскими проблемами. Вот и получилось у него в итоге: не женщины против мужчин глобально, или там белые против черных не менее глобально, а женщины против белых политиков-республиканцев. То есть все мужики, конечно, козлы, но вот белые республиканцы — особенно.