Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«70-летний старикан зажигает на вилле в компании 50 проституток». Павел Матяж о фильме «Лоро»

28 октября 2018, 17:32
«70-летний старикан зажигает на вилле в компании 50 проституток». Павел Матяж о фильме «Лоро»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Главный итальянский режиссер современности Паоло Соррентино снял фильм о Сильвио Берлускони, который 4 раза был правителем Италии и в 2018-м году вновь получил право баллотироваться на любые посты.

В первые несколько минут фильма «Лоро» на вилле Берлускони умирает овца. Она забрела с идеально зеленой лужайки в комнаты бывшего итальянского премьера и была так заворожена зрелищем работающего телевизора, что не заметила, как оказалась заморожена неожиданно взбесившимся кондиционером. Что бы это значило?

Невольно вспоминается смерть японского туриста в самом начале другого фильма Соррентино «Великая красота». И японец и овечка пали жертвой визуальной культуры. Только в первом случае невольным убийцей стал бессмертный город Рим и его великая красота, а невинному парнокопытному оказалось достаточно телешоу. Такая вот метафора.

Фото: kinopoisk.ru

Нивелирует ли это изначальный посыл «Лоро», можно ли это считать реверансом, самокритикой Паоло Соррентино, или это просто издевательская ремарка по поводу излишней доверчивости аудитории, вроде тех, что любят расставлять в своих фильмах Дэвид Линч или Ларс фон Триер? Очевидно одно. Паоло тем самым дает понять, что эти фильмы образуют дилогию, а если вспомнить «Изумительного», получится трилогия. Помимо овец и японцев она объединена фигурой Тони Сорвилло (во всех трех фильмах он сыграл главного героя) и темой старости. Впрочем, «Молодость» тоже об этом, но без Тони Сорвилло.

Фото: kinopoisk.ru

Старость завораживает 48-летнего режиссера. Понятно, что не столько телесная физиологическая, сколько цивилизационная, что ли. Старость европейской культуры. И политики. Соррентино живописует все эти ветшающие рассыпающиеся развалины. Помещает в эти декорации дряхлеющих мужчин, Харви Кейтеля, Майкла Кейна. И любуется их морщинами. Запускает их в бассейн с юными красотками. Ну чтобы на контрасте.

Фото: kinopoisk.ru

Правда, в случае с «Лоро» полюбоваться не удается. Ну в смысле нет. С красотками там все в порядке, их огромное множество, в разной степени обнаженных. На самом деле они являются главными героинями «Лоро» (лоро по-итальянски значит «они»). Постоянный оператор Соррентино Лука Бигацци выстраивает из них занятные многофигурные композиции, филигранно раскладывает сиськи, попки и пальчики, как на мозаике или даже фреске, отсылает к античности и достигает потрясающей выразительности. Да и они сами, такие разные, в то же время так одинаково тоскуют без внимания суперполитика и стареющего ловеласа Сильвио, и все их мысли и мечты только о нем.

Фото: kinopoisk.ru

Но вот про самого Сильвио такого не скажешь. На нем, точнее на Тони Сорвилло, надета маска скорее. С одной стороны, это маска политика и тут не может быть никаких обид. Ну да, это фильм про Берлускони, Берлускони политик, какие тут могут быть вопросы. Вот он что-то декламирует, или ссорится с женой, или звонит вдруг ночью по первому попавшемуся телефону и предстает величайшим торговцем, когда продает пожилой домохозяйке квартиру в несуществующем доме. Или поет песни. Вообще песен в этом кино очень много.

Фото: kinopoisk.ru

Но есть и другие. Дело в том, что все предыдущие фильмы Соррентино финансировались компанией Medusa Film, которой владеет Берлускони. Поэтому маска, конечно, пришита намертво, лихого политического детектива, закрученной интриги или каких-то шокирующих откровений от «Лоро» ждать не следует. Берлускони не станет вдруг изощренно инфернальным или даже комически смешным. Просто обаятельный милый итальянский пенсионер, от которого пахнет средством для гигиены зубных протезов. Вряд ли это тянет на шокирующее откровение.

Фото: kinopoisk.ru

Да и «Лоро»-то наверняка не спонсируется той же Medusa Film, только для проформы. Ну потому, что фильм про Берлускони, снятый на деньги Берлускони, — это уже не сатира, а пропаганда. Привет Аркадию Мамонтову или Владимиру Соловьеву. Впрочем, в Италии соблюдением видимых приличий мало кого удалось убедить. «Лоро» неудачно прошел в прокате и вызвал общее неодобрение критиков.

Фото: kinopoisk.ru

Одна надежда на российских зрителей. Для них фильм из двухсерийного и почти 4-часового смонтировали в 145 минут. Ниша политической сатиры у нас в стране практически свободна. Хотя, конечно, смотря что считать сатирой. 70-летний старикан зажигает на загородной вилле в компании 50 проституток? Подумаешь, сатира. С кондиционерами только надо поосторожнее. Зима близко.