Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Китайская мегаакула против Джейсона Стейтема. Павел Матяж о фильме «Мег. Монстр глубины»

12 августа 2018, 12:12
Колонка
Китайская мегаакула против Джейсона Стейтема. Павел Матяж о фильме «Мег. Монстр глубины»
Фото: Павел Матяж для 66.ru
Группа китайских исследователей обнаруживает на дне Марианской впадины 23-метровую акулу-мегалодона. Теперь только Джейсон Стейтем может спасти мир от гигантского доисторического хищника.

Первым придумал снимать в кино гигантских акул Стивен Спилберг. Анимал-хорроры про Годзиллу или Кинг-Конга были и раньше, но, во-первых, они из-за масштабов чудовищ и совершаемых ими разрушений являлись, скорее, фильмами-катастрофами, а во-вторых, исполинские динозавры и гориллы в доспилберговские времена создавались с помощью примитивной аниматроники, гигантских или не очень кукол и комбинированной съемки.

Это было больше похоже на пластилиновый мультфильм, чем на хоррор, больше веселило, чем пугало. Уровень абстракции был такой, что проблем с изображением жестокости и соответствующим зрительским рейтингом не было. Получались вполне семейные такие фильмы, и даже если Годзилла разрушал целый город, все это выглядело весьма условно.

Китайская мегаакула против Джейсона Стейтема. Павел Матяж о фильме «Мег. Монстр глубины»
Фото: kinopoisk.ru

Стивен Спилберг в «Челюстях» предложил зрителям развлечение совершенно другого качества. Акула по-прежнему оставалась гигантским монстром, но все-таки существенно уменьшилась относительно Годзиллы или Кинг-Конга. Те были настолько огромнее человека, что о каком-то равноценном противостоянии не было и речи. Чтобы разобраться с ними, режиссеры привлекали армию и флот, самолеты и танки, подводные лодки и авианосцы. А в фильме Спилберга дистанция между человеком и акулой снизилась до минимума, и эффект это произвело потрясающий – более компактное чудовище могло откусывать от жертвы руки и ноги, рекой полилась кровища.

Китайская мегаакула против Джейсона Стейтема. Павел Матяж о фильме «Мег. Монстр глубины»
Фото: kinopoisk.ru

Поэтому, конечно, успех у этой картины был бешеный. «Челюсти» произвели революцию в кино, дали старт новому жанру. В последующие годы на эту тему было снято множество фильмов в разных странах под самым разным соусом.

Китайская мегаакула против Джейсона Стейтема. Павел Матяж о фильме «Мег. Монстр глубины»
Фото: kinopoisk.ru

Была серия официальных продолжений «Челюстей», но они уже не имели такого успеха. Итальянский кинематографист Энцо Кастеллари, который снимал у себя на родине и спагетти-вестерны, и гангстерские боевики, и фантастику, сделал свою версию «Челюстей» – «Последняя акула» (Lʼultimo squalo), 1981. Сюжетно Кастеллари довольно предсказуемо копировал фильм Спилберга, но вот по части технических эффектов ушел несколько дальше. Под конец итальянцы пытаются загарпунить акулу с вертолета!

Китайская мегаакула против Джейсона Стейтема. Павел Матяж о фильме «Мег. Монстр глубины»
Фото: kinopoisk.ru

В девяностые появился довольно любопытный фильм «Глубокое синее море» – про акул, которым увеличили мозг в ходе генетического эксперимента, и там эти умные рыбины поедают команду ученых уже более интеллектуально.

Китайская мегаакула против Джейсона Стейтема. Павел Матяж о фильме «Мег. Монстр глубины»
Фото: kinopoisk.ru

Еще была совершенно безумная треш-серия «Акулий торнадо», про то как тысячи акул попали в гигантский ураган и оказались сброшены на Лос-Анджелес. Ну как в «Магнолии» был дождь из лягушек, которых ураганом вытащило из болота и потом сбросило на городские улицы. А тут дождь из акул. Здорово, правда? У фильма вышло целых 4 продолжения, в которых акулий торнадо перемещался на Дикий Запад, в Средневековье, а еще акул выбрасывало в космос. В одном из сиквелов снимался Дэвид Хассельхоф, между прочим.

Китайская мегаакула против Джейсона Стейтема. Павел Матяж о фильме «Мег. Монстр глубины»
Фото: kinopoisk.ru

В нулевые и десятые в акульих хоррорах стало больше эротики. В «Отмели» (2016) и «Синей бездне» (2017) акулам противостоят красотки-аквалангистки и серфингистки. Еще по этому поводу был очень забавный фильм «Заклинательница акул». Холли Берри там специализируется на психологии (!) белых акул, страдает посттравматическим синдромом, после того как акулы сожрали ее приятеля, плавает в секси-хот-купальнике и спасает бывшего мужа.

Китайская мегаакула против Джейсона Стейтема. Павел Матяж о фильме «Мег. Монстр глубины»
Фото: kinopoisk.ru

В новом фильме «Мег. Монстр глубины» режиссера Джона Тёртелтауба («Сокровище нации», «Ученик чародея»), в общем-то, про то же самое. Там есть и тяжело переживающий смерть друзей главный герой, и бывшая жена в беде, и негодяй-миллиардер – обязательный для акульих хорроров персонаж, который раз за разом заставляет всех нырять к акулам просто потому, что он циничный, алчный и совершенно охреневший от собственной безнаказанности подонок.

Китайская мегаакула против Джейсона Стейтема. Павел Матяж о фильме «Мег. Монстр глубины»
Фото: kinopoisk.ru

От всех своих многочисленных предшественников «Мег» отличается тремя вещами. 150-миллионным бюджетом, большая часть которого ушла на спецэффекты (никогда еще нарисовать акулу не стоило таких денег), Джейсоном Стейтемом в главной роли (британская версия Брюса Уиллиса много от чего спасала наш мир, но с акулами ему сражаться пока не приходилось) и размерами акулы – для этого фильма художники спецэффектов воскресили вымершего 3 миллиона лет назад мегалодона – гигантского предка современных акул. Новая версия имеет в длину 23 метра, и, видимо, этим можно объяснить такой мегабюджет.

Китайская мегаакула против Джейсона Стейтема. Павел Матяж о фильме «Мег. Монстр глубины»
Фото: kinopoisk.ru

Правда, есть и четвертое отличие. Национальный колорит. Так же, как недавнее продолжение «Тихоокеанского рубежа», «Мег» четко ориентирован на азиатский рынок. Поэтому научно-исследовательская океанологическая станция построена на китайские деньги, идеологи проекта – китайцы только в последний момент продали свой бизнес американскому миллиардеру, и спасать от нападения акулы Джесону Стейтему в этот раз придется не Малибу и не Гаваи, а китайский морской курорт.

Китайская мегаакула против Джейсона Стейтема. Павел Матяж о фильме «Мег. Монстр глубины»
Фото: kinopoisk.ru

Китайские океанологи обнаружили на дне Марианской впадины гигантскую, ранее не изученную глубоководную область, в которой в изоляции могли обитать ранее неизвестные науке виды растений и рыб. Ну, или, не знаю, там кого еще, крабов, моллюсков – фильм, как и большинство его предшественников, отрицает некоторые законы физики. Совершенно нет никакого смысла к этому придираться, так заведено и исторически сложилось, дело же, как все прекрасно понимают, тут совсем не в физике. А в мегаакуле, которая тут же обнаруживается на самом дне Марианской впадины, сжирает часть океанологов и готовится ужинать остальными. Китайцы понимают, что без британского подданного Стейтема, который как раз очень удачно спивается в соседнем Таиланде, им с мегалодоном ни за что не справиться.

Китайская мегаакула против Джейсона Стейтема. Павел Матяж о фильме «Мег. Монстр глубины»
Фото: kinopoisk.ru

Дальше рассказывать нет никакого смысла, все сюжетные перипетии описаны в трейлере. Да в общем-то, даже постер содержит всю необходимую информацию. Мегалодон нарисован действительно виртуозно, совершенно не зря деньги потратили. Леденящее кровь гигантское доисторическое чудовище, гигантские мертвые древние глаза и миллионы гигантских зубов.

Китайская мегаакула против Джейсона Стейтема. Павел Матяж о фильме «Мег. Монстр глубины»
Фото: kinopoisk.ru

Но на этот раз гигантомания сыграла с режиссером и продюсерами злую шутку и отбросила зрелищность и зрительский рейтинг в вегетарианские доспилберговские времена. Мегалодон настолько огромен, что заглатывает аквалангистов целиком, иногда вместе с батискафами и небольшими подводными лодками. Поэтому кровища никуда не льется и откусанных конечностей, за которыми люди с 1975 года ходят на акульи хорроры, тут по техническим причинам не может быть. Снова, как в 40-е и 50-е, получилось не страшно, а, скорее, мультяшно.

Но для супергероя Джейсона Стейтема это не проблема, понятное дело. Он готов с одним ножом или даже без него выйти один на один против кого угодно, не боясь при этом выглядеть комично. Он бы и с Годзиллой или Кинг-Конгом разделался голыми руками. А может, еще и разделается, дайте срок.