Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как он мог забыть про Facebook? Павел Матяж о корейском артхаусе «Пылающий»

9 июля 2018, 18:12
Как он мог забыть про Facebook? Павел Матяж о корейском артхаусе «Пылающий»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Новый фильм Ли Чхан Дона, экранизация рассказа Харуки Мураками «Сжечь сарай». Трое молодых людей страдают от некоммуникабельности и социального неравенства в современном Сеуле.

В Корее наверняка снимают массу фильмов на разные темы в каких угодно жанрах. Но до нашего проката добираются почему-то только те, которые проще всего характеризовать как философские притчи. Создается ощущение, что они там в Корее снимают один артхаус, и кроме Ким Ки Дука, Пак Чхан Ука и Чхве Мин Сика там никого и нет. А где же корейские Сарик Андреасян и Федор Бондарчук? Корейский Данила Козловский? Или корейский Мединский хотя бы? Как они там живут без правильного министра культуры?

Но корейский министр культуры тоже артхаусный режиссер. Все у них не как у людей! Режиссер, продюсер и сценарист фильма «Пылающий» Ли Чхан Дон начинал как писатель, закончил по этому поводу университет, какое-то время работал школьным учителем, но сфокусировался на написании сценариев для кино, а позднее и сам стал снимать. В нулевые его фильмы награждали в Каннах и Венеции, тогда же (с 2003-го по 2004-й) он два года и проработал министром культуры Южной Кореи.

Как он мог забыть про Facebook? Павел Матяж о корейском артхаусе «Пылающий»
Фото: kinopoisk.ru

А в России примерно тогда была мода на Корею и Юго-Восточную Азию вообще. Все смотрели Вонга Кар Вая, Ким Ки Дука и читали Мураками. Мураками был страшно популярен. Он, может быть, не так крут и слишком сильно европеизирован по сравнению со своими могучими предшественниками Оэ, Абэ и Кавабатой, но по части написания глубокомысленных философских притч поднаторел не меньше.

Как он мог забыть про Facebook? Павел Матяж о корейском артхаусе «Пылающий»
Фото: kinopoisk.ru

«Пылающий» – экранизация одного из его ранних рассказов, название которого в России переводят как «Сжечь сарай», 1983 года. А тот в свою очередь перекликается с одноименным рассказом Фолкнера «Barn burning», название которого в России переводят как «Поджигатель». Поэтому, да, подтекстов и простора для философских аллюзий в этом кино хоть отбавляй.

Как он мог забыть про Facebook? Павел Матяж о корейском артхаусе «Пылающий»
Фото: kinopoisk.ru

Тем более что экранизация Ли Чхан Дона более чем вольная, и даже автобиографичная отчасти. Такая же автобиографичная, как и рассказ Мураками. В том смысле, что каждый из них пишет/снимает про самого себя. Главный герой рассказа Мураками – тридцатиоднолетний японский писатель. Главный герой фильма Ли Чхан Дона – молодой кореец Ли Джонсу, который собирается стать писателем, но совершенно не понимает, о чем писать, и вообще – «жизнь для него – большая загадка».

Как он мог забыть про Facebook? Павел Матяж о корейском артхаусе «Пылающий»
Фото: kinopoisk.ru

Вежливое недоумение – практически единственная эмоция, которую выражает Ли Джонсу на протяжении всех 148 минут фильма. Неважно, что он при этом делает, готовит еду, слушает джаз, бежит трусцой, кормит корову, курит дурь или мастурбирует. Слишком многое ему непонятно, как и зрителям, в общем-то.

Как он мог забыть про Facebook? Павел Матяж о корейском артхаусе «Пылающий»
Фото: kinopoisk.ru

Непонятно, почему после армии и университета он может устроиться работать только курьером. Непонятно, почему Хэми, девочка из соседнего двора, которую он в детстве дразнил уродиной, сделала пластическую операцию, когда выросла. Непонятно, где она взяла на нее деньги, если толком нигде не работает. Непонятно, зачем она теперь тащит его к себе домой. Непонятно, почему после секса она немедленно уезжает. Непонятно, почему в Африку. Непонятно, почему ее кота зовут Бойлер, и непонятно, есть ли он вообще в ее комнате.

Как он мог забыть про Facebook? Павел Матяж о корейском артхаусе «Пылающий»
Фото: kinopoisk.ru

Непонятно, зачем Хэми попросила его встретить ее в аэропорту, если вместе с ней прилетел ее новый бойфренд Бен. Непонятно, откуда у Бена в его возрасте новый Porshe и шикарная квартира в центре Сеула, если он не работает, а только и делает, что путешествует и развлекается.

Как он мог забыть про Facebook? Павел Матяж о корейском артхаусе «Пылающий»
Фото: kinopoisk.ru

Непонятно, если Хэми и Бену так хорошо вместе, чего они вечно таскаются к нему в гости или тащат на какие-то совместные посиделки? Непонятно, почему Хэми так легко раздевается перед мужчинами. Непонятно, зачем Бен рассказал ему, что раз в два месяца обливает керосином и сжигает заброшенную старую теплицу. Непонятно, зачем вообще жечь теплицы. Это типа такая метафора? И какое это имеет отношение к нему, Хэми, Мураками и Фолкнеру? Что он на самом деле сжигает? И почему Хэми не берет трубку?

Как он мог забыть про Facebook? Павел Матяж о корейском артхаусе «Пылающий»
Фото: kinopoisk.ru

Понятно, что писатель, режиссер и в какой-то степени политик Ли Чхан Дон не мог ограничиться пересказом довольно короткого и не самого остросюжетного рассказа Мураками. Поэтому он наполнил и без того запутанное повествование вопросами, которые волнуют уже лично его. Непонятно, как Южная Корея может считаться одним из четырех азиатских драконов, страной с высочайшим уровнем экономического развития, если тут никто не работает, все (кроме Бена и его друзей) живут так бедно, а вокруг такая помойка. Непонятно, что делать с тотальной закредитованностью бедных слоев населения, преимущественно женщин. Непонятно, как можно не сойти с ума, если в одно ухо тебе долбит северокорейская пропаганда из-за демилитаризованной зоны, а в другое вещает из телевизора Дональд Трамп. И вообще, зачем в стране с субтропическим климатом столько старых теплиц в 21 веке?

Как он мог забыть про Facebook? Павел Матяж о корейском артхаусе «Пылающий»
Фото: kinopoisk.ru

А лично мне непонятно, как человек, живущий в Южной Корее, творческий деятель, литератор и экс-министр культуры, мог забыть про Самсунг. Ну почему его герои, которые в 21 веке живут в одном из самых технологичных государств в мире, игнорируют гаджеты и социальные сети? Он же сознательно перенес действие из Японии 80-х в Южную Корею 2018-го и омолодил персонажей. Они же там почти подростки, только что из университета. Ну как так может быть, чтобы у 20-летнего мажора, который гоняет на порше, нет в кармане последнего IPhone или чего-то аналогичного от корейских конкурентов. Ну они, конечно, звонили там друг другу пару раз, но ведь и все на этом с технологиями. Ведь все их коммуникативные проблемы решились бы в одну секунду, если бы Ли Джонсу использовал свой ноут не только как пишущую машинку, а Хэми запилила бы пару фоток в инсту.

Как он мог забыть про Facebook? Павел Матяж о корейском артхаусе «Пылающий»
Фото: kinopoisk.ru

Ну понятно, рассказ Мураками 1983 года, рассказ Фолкнера 1939-го, какие уж тут социальные сети. Да и в его юности, про которую, вероятнее всего, и размышляет здесь 64-летний Ли Чхан Дон, всего этого не было. Но все-таки. Как он мог забыть про Facebook?