Русские в заокеанском кино никогда не были особенно хорошими. Ну тут надо сразу добавить, что в процентном соотношении наших в Голливуде вообще не так много. Из приблизительно 800 фильмов, которые каждый год выходят в прокат из американских студий, наши соотечественники упоминаются в двух-трех. Это, конечно, капля в море. Другое дело, что в нашей стране эта капля сразу становится объектом пристального внимания. И во многом потому, действительно, что русские там двух типов — бандиты или военные. Причем бандиты, как правило, — бывшие военные или кагэбэшники («15 минут славы», «25-й час», «Ронин», «Святой»), а военные действуют без приказа («Багровый прилив», «Миротворец», «Самолет президента», «Цена страха»). До реальной войны между регулярными армиями СССР/РФ и США дело доходит редко.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
В фильме «Самолет президента» 1997 года Гари Олдман сыграл русского террориста, а Харрисон Форд — президента США. Особенно забавно, когда его показывают по какому-нибудь Рен ТВ, и сцены, где русские террористы убивают американских заложников, перемежаются военно-патриотическими рекламными вставками новостных или аналитических рентэвэшных программ. |
Была такая тема: «Пригнись и накройся» (Duck and Cover), но это вечная классика, на которой базируется вся постапокалиптика от «Безумного Макса» до «Шестиструнного самурая», образовательный фильм о том, как спасаться в случае ядерной атаки СССР, его с 1952 года показывали американским школьникам. Но дальше дело не пошло, и всю холодную войну, когда, казалось бы, сам бог велел, киношные англосаксы с русскими почти не встречались. Даже сэр Шон Коннери, которому по долгу службы полагалось воевать с коммунистами, так никого из наших и не замочил.
Какое-то движение началось только в середине восьмидесятых, после смерти Брежнева, – «Красный рассвет» с Патриком Суэйзи и Чарли Шином 1984 года, «Вторжение в США» с Чаком Норрисом 1985-го, «Красный скорпион» с Дольфом Лундгреном 1988-го, да и все, пожалуй. Зато с началом перестройки, когда у голливудских продюсеров появилась возможность снимать в России, они бросились наверстывать упущенное.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Мало кто знает, но эта джинсовка и два узи в руках Чака Норриса из фильма «Вторжение в США» 1985 года, и тут он воюет с русскими |
Пирс Броснан в «Золотом глазе», Сильвестр Сталлоне в «Рэмбо-2 и 3», Арнольд Шварценеггер в «Хищнике» и «Стирателе» перестреляли безумное количество наших военнослужащих, топили корабли, взрывали самолеты и вертолеты, разъезжали на танке по Красной площади, короче, отрывались за все тридцать лет и три года, которые русские держали весь мир в страхе. Шварценеггер, кстати, частично реабилитировался ролью в «Красной жаре», единственном фильме, где хорошие американцы и хорошие русские действуют против злодеев (все равно, правда, русских) сообща. Не так давно Гай Ричи снял еще один фильм о таком сотрудничестве (он, кстати, вообще неравнодушен к русским) — «Агенты А.Н. К.Л».
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Арнольд Шварценеггер, Джеймс Белуши, «Красная жара», 1988 |
Положительные русские в голливудских боевиках появлялись и после. Чаще всего это тоже наши военные в исполнении крутых голливудских звезд: Харрисон Форд и Лайам Нисон «К-19», Макс фон Сюдов, Рутгер Хауэр и Мартин Шин «Враждебные воды», Джуд Лоу «Враг у ворот», Анджелина Джоли «Солт», Кэтрин Зета-Джонс и Брайан Кокс «РЭД». Иногда наших играют наши же: Владимир Машков «Миссия невыполнима: Протокол Фантом», Константин Хабенский «Особо опасен». Есть русский космонавт Лев Андропов из «Армагеддона», Павел Чехов из «Стартрека» и, конечно, шикарная Наташа Романофф из «Мстителей».
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Один из самых эпичных и спорных примеров одновременно — «Охотник на оленей» Майкла Чимино, 1978 года. Роберт Де Ниро, Кристофер Уокен и Джон Сэвидж играют там русских по крови граждан США |
Тут нельзя не упомянуть голливудские экранизации русской классики. Американцы пару раз экранизировали «Лолиту» Набокова, а также Пушкина, Булгакова, Пастернака, Шолохова. Есть великий «Идиот» Куросавы. А лидирует тут, конечно, Лев Толстой, одной только «Анны Карениной» есть 4 версии, есть еще знаменитая «Война и мир» 1956 года с Одри Хепберн и офигенный, совсем недавний сериал BBC на ту же тему.
Но это слишком отдельная и широкая тема. А если говорить о боевиках и триллерах, то в нулевые и десятые русские бандиты-кагэбэшники продолжили терроризировать весь мир. Иногда они промышляют в Венеции («Турист», 2010), иногда в Лондоне («Рок-н-рольщик, 2008) или отправляются в Массачусетс («Великий уравнитель», 2014).
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Чешский актер Карел Роден часто играет русских. В «Рок-н-ролльщике» Гая Ричи, 2008 г., он сыграл пародию на Романа Абрамовича, нашего олигарха в Британии Юрия Омовича. |
А еще в 2017-м экранизировали два дерзких антисоветских комикса, посвященных событиям холодной войны: «Смерть Сталина» и «Атомная блондинка». Последнюю, кстати, министерству культуры не пришло в голову запретить, хотя Шарлиз Терон там голыми руками убивает десятки агентов КГБ, которые, в свою очередь, показаны максимально злобными негодяями, все свободное время проводящими за расстрелами восточногерманских студентов-неформалов.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Шарлиз Терон в роли агента британской разведки, «Взрывная блондинка», 2017 г. |
Может быть, это прошло незамеченным потому, что даже такие дремучие чиновники, как Мединский, понимают, что все самые актуальные темы и внимание аудитории вслед за ними переместились на малые экраны, в телесериалы. И тут русские заметно эволюционировали. Привычный эмоциональный диапазон из ужаса и смеха, который вызвали русские в последние годы, значительно расширился.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Непосредственно русских Шерлок на своем пути пока не встретил, но угроза погибнуть на спецзадании в Восточной Европе в сериале озвучивается не раз. |
Да, во многом мы такие же, как прежде, и в «Фарго» или «Шерлоке» по-прежнему представляем угрозу. Только в «Шерлоке» это некое абстрактное зло с востока, а в третьем сезоне «Фарго», напротив, очень конкретное и колоритное, с набором сакраментальных реплик и анекдотов, разошедшихся на цитаты, в первую очередь здесь, у нас.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
«Вы когда-нибудь бывали в Сибири? Она очень похожа на это место. Кроме грязи. Там вся грязь — в крови. Замерзшей крови. По всей России сотни лет цари убивали миллионы. Затем убивал Ленин, Сталин. Десять тысяч, двадцать тысяч, а что у вас? Торговые центры, ради которых убили пару индейцев. Двадцать миллионов русских погибли, сражаясь с Гитлером. Двадцать миллионов. Я вижу по вашему лицу, что вы не можете себе этого представить. Погромы, голод, еще двадцать миллионов. Матери варили и ели своих младенцев. Поэтому падающий снег — белый, чтобы скрыть кровь». |
Но есть и другие темы, например, сериал «Американцы», где русские «спящие агенты» целой семьей в главных ролях, и мы шесть сезонов подряд можем наблюдать и симпатизировать им. Те сцены, когда дело происходит в СССР шестидесятых, довольно клюквосодержащие, как в «К-19», наверное, или в «Гражданине Икс», но в целом «Американцы» — уникальная штука. Правда, это ретроспекция, там все происходит в восьмидесятые, во время холодной войны, а вот в совсем новом сериале BBC «МакМафия» время действия — 2017-й.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кэри Рассел и Мэттью Риз, «Американцы», 2013 г. |
Там тоже такая семейная история, ну да, русские опять бандиты, но они хорошие бандиты, как в «Крестном отце». Да и как можно не симпатизировать вечно плачущему Алексею Серебрякову и его жене Марии Шукшиной, так они матерятся и бухают. Как это по-русски, и никакой клюквы. В главной роли Джеймс Нортон, он английский банкир, его увезли из России ребенком, он учился в Америке и владеет трастовым фондом. Так что для него вся эта русская бандитская история совсем не кстати. Но потом в рамках развития персонажа он вынужден сначала от безысходности, потом из чувства мести, а потом и самосохранения возглавить семейный бизнес. Майкл Корлеоне такой.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Мария Шукшина, Джеймс Нортон, «Макмафия», 2017 г. |
Про умных русских стали снимать и политические сюжеты. Есть, например, совершенно комплиментарный третий сезон «Карточного домика». Русские там изощренные и опасные враги Америки, а тамошнего президента России Петрова играет Ларс Миккельсен, тот самый, который играл злодея Чарльза Магнуссена в «Шерлоке». И делает это так офигенно, что сам Путин рекомендует на это смотреть своим подчиненным министрам. Зацените, типа, как делаются дела.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Знаете, что хорошее появилось после распада СССР? Машины. Вы когда-нибудь видели «Ладу»? Это худшая машина в мире. Очень маленькая, на любой колдобине тебя подбрасывало до потолка. Печка никогда не работала. Кондиционера вообще не было. Летом кожа прилипала к сиденью. Типичный гроб на колесах. А потом, после распада, появился Lexus. |
А буквально на днях русская разведка появилась и в шпионском сериале «Родина», это тоже симптоматично, ведь предыдущие 6 сезонов цээрушники там боролись с Аль-Каидой, разнообразными арабами и между собой, а тут вот внезапно в пятой серии у них обнаружился новый враг — русские хакеры, вмешательство в выборы и russian intelligence. Правда, пока это никем не доказано и чистая конспирология, но посмотрим, что там сценаристы приготовили дальше, сезон только начался.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из сериала «Родина», 2016 г. |
Примерно та же картина в довольно примитивном британском сериале «Ответный удар», из-за которого и идет сейчас весь этот скрипалевский сыр-бор. По посылу и подаче материала «Ответный удар» довольно близок к русским военно-патриотическим мыльным операм типа «Спецназ» или «Военная разведка». Команда спецназовцев из британской военной разведки пять сезонов подряд воюет с террористами на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. Но вот в середине шестого там тоже обнаружился русский след, и через террористов из Аль-Каиды, итальянцев из коза ностры и каких-то венгерских фашистов разведчики-британцы выходят на русского ученого Камиля Маркова, он же Ильяс Зарин, который в 1998 году во Владивостоке разработал смертельный вирус «Новичок» и теперь разнообразные преступные группировки хотят использовать его в своих грязных целях. Бравые англосаксы нейтрализовали угрозу в зачатке и в финале сошлись в борьбе за российское сверхсекретное хранилище данных в Хорватии с нашими военными из ГРУ. Русских разведчиков в Хорватии несколько сотен, и их, понятное дело, разбрасывают, как котят.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из сериала «Ответный удар», 2017 г. |
Прямо как российские фильмы на международных кинофестивалях. Вот тут у нас с англосаксами нет никакого паритета, к большому сожалению. И культурной экспансии Голливуда по распространению этого обидного для нас имиджа русским кинематографистам противопоставить совершенно нечего, кроме жалких клонов «Родины» и «Спящих». Так что нельзя сказать, что типа «к 2018-му году образ России в кино приближается к образу Северной Кореи» и становится таким международным пугалом, жупелом, на которого можно смело свешивать всех собак, записывать в террористы и военные преступники. Это на самом деле происходит давным-давно, просто сейчас после Крыма, сбитого боинга, антидопингового «Икара» и отравленного Скрипаля у западных киношников все меньше причин сдерживать себя. Странно, что они так долго ждали. Да и за что им нас любить, собственно?
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Игорь Петренко в фильме «Спящие», 2017 г. |
Ну надо же, в конце концов, в новой части с кем-то воевать агенту 007 Дэниелу Крейгу и всем последующим агентам. От кого-то спасать президента США сотруднику секретной службы Джерарду Батлеру. Тому Крузу, Брюсу Уиллису и всем прочим нужен противник, а в этом статусе, без лишней скромности можно сказать, русские намного интереснее корейцев и иранцев. Не говоря уже о том, что в двуполярности, о которой так любит рассуждать наш Владимир Владимирович, лежит мощнейшая драматургическая основа, добро и зло, ангелы и демоны, ну и так далее. Так что пора голливудским кинематографистам запасаться теплыми вещами и картами Сибири, а Мединскому и его культурной команде — новыми запретительными указами. Грядет восточный ветер.
Текст: Павел Матяж для 66.RU.
я зарубежное кино не часто смотрю. неужели в уважаемом Голливуде опустились до уровня Первого канала и на полном сереьзе обусуждали распятого мальчика? мда.. не ожидал я токого от свободных и независимых киноакадемиков
а мне понравился фильм, где уважаемые господа прячутся от нависшей угрозы под землей в бункере и решают сколько бомб нужно сбросить на русских, чтобы спасти мир
а так, у нас кинематограф в плачевном состоянии - сплошная унылая путинская пропоганда. до свободного и независимого Голливуда нам как до Луны
ну, в боевиках нам их никогда не догнать.. зато есть шанс в комедиях. предлагаю клепать фильмы "Смерть Черчилля", "Смерть Маргарэт Тетечер", "Смерть Рейгана" и еще много могу предложить
побольше сортирного юмора (западный зритель такое любит), побольше физиологических подробностей (типа мочи и кала в штанах). рожи наших отечетсвенных артистов подходящие (Безруков кого хочешь сыграет). и выдвигать эти фильмы на все возможные кинофестивали
вот тогда может быть российский кинематограф займет наконец свое достойное место