Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Российское кино, наконец, перешло от количества к качеству. Павел Матяж о фильме «Движение вверх»

29 декабря 2017, 17:55
Российское кино, наконец, перешло от количества к качеству. Павел Матяж о фильме «Движение вверх»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Крепкая и очень достойная спортивная драма режиссера Антона Мегердичева об историческом матче сборных США и СССР на Олимпиаде в Мюнхене.

Последнюю неделю года российские прокатчики традиционно оставляют за собой. Все серьезные американские фильмы уже прошли, и выбрать зрителю предлагается из двух наших. В прошлом году так запустили «Викинг» и «Снежную королеву-3», а в этом по той же схеме выходят «Движение вверх» и «Три богатыря и принцесса Египта». Для детей новая русская сказка, для взрослых новый патриотичный блокбастер.

С патриотизмом в современном российском кино полный порядок. В атмосфере всестороннего импортозамещения наших фильмов стало больше, и все они какие-то подчеркнуто, надрывно патриотические. Даже Звягинцев, которого клеймят русофобом и западником, на самом деле снял свою «Нелюбовь» не про то, какие мерзкие у нас менты или чиновники, а про то, какие классные у нас все эти волонтеры, спасатели-активисты. Чего уж тогда ждать от прочих, менее остросоциальных и более компромиссных авторов.

Российское кино, наконец, перешло от количества к качеству. Павел Матяж о фильме «Движение вверх»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Аритмия»

В 2017-м в России снимали кино про то, какие классные у нас врачи («Аритмия») и космонавты («Время первых», «Салют-7»), богатыри («Последний богатырь», «Легенда о Коловрате») и супергерои («Защитники»), писатели («Гоголь») и балерины («Большой»), пенсионеры («Бабушка легкого поведения») и военные («Крым»), полицейские («Напарник») и фээсбэшники («Спящие»), какой был классный у нас когда-то царь («Матильда) и какие классные теперь у нас гопники («Притяжение», «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»). Закономерно, что заканчивается этот год фильмом про то, какие у нас классные баскетболисты. Ну, были когда-то.

Российское кино, наконец, перешло от количества к качеству. Павел Матяж о фильме «Движение вверх»
Фото: kinopoisk.ru

В сборную СССР по баскетболу попали в основном неизвестные актеры. Самый популярный из них — Иван Колесников, он играл в недавней говорухинской экранизации Довлатова

«Движение вверх» делала продюсерская фирма Никиты Михалкова, те же люди, которые снимали «Легенду №17». Поэтому, если вы смотрели «Легенду», — сюрпризов в «Движении вверх» для вас не будет, эти фильмы-клоны, сценарист Николай Куликов написал обе истории по одному алгоритму. Долгие тренировки, промежуточные матчи, травма, больница и восстановление, легкая, ни к чему не обязывающая любовная линия, политические околоспортивные интриги и, наконец, супермегафинал, который воспроизведен практически буквально по минутам, ну и в кульминации — знаменитые последние три секунды.

Выход из раздевалки, классика

С «Легендой №17» эта схема прекрасно сработала и, видимо, продюсеры решили особенно ничего не менять. В «Движении» эта мысль проговаривается трижды, игроком, тренером и спортивным чиновником: «не надо ломать машину, которая хорошо работает».

Другое дело, что по сравнению с «Легендой» у «Движения» нет двух существенных стартовых условий — Данилы Козловского и Валерия Харламова. И если отсутствие суперзвезды масштаба Козловского отчасти компенсируют Машков, Гармаш, Башаров и Смоляков, то вот с отсутствием зрительского внимания к российскому баскетболу ничего не поделаешь.

Впрочем, какое-то внимание есть: вдовы Кондрашина и Белова подали на компанию Михалкова в суд

Хоккей, сначала в СССР и теперь в России, — спорт номер один, наши хоккеисты — одни из сильнейших в мире, множество раз были чемпионами мира, Европы, олимпийскими чемпионами, и сами они прославленные и популярнейшие персоны — Харламов, Михайлов, Фетисов, Третьяк, Федоров, Буре, Овечкин, да про них про каждого можно отдельный фильм снимать.

Российское кино, наконец, перешло от количества к качеству. Павел Матяж о фильме «Движение вверх»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Легенда №17»

А вот советским баскетболистом быть совсем не так круто, несмотря на то, что сборная СССР по баскетболу играла намного успешнее, чем наши футболисты, например. 14 раз чемпионы Европы, трижды чемпионы мира, дважды олимпийские чемпионы. Главному из этих событий — скандальному матчу с американцами в финале Мюнхена-1972 и посвящено «Движение вверх».

Российское кино, наконец, перешло от количества к качеству. Павел Матяж о фильме «Движение вверх»
Фото: kinopoisk.ru

Фильм поставлен по автобиографической книге нападающего сборной СССР по баскетболу Сергея Белова «Движение вверх»

Отсутствие в касте Данилы Козловского, а в истории советского баскетбола — звезды уровня Харламова позволило режиссеру Антону Мегердичеву не концентрироваться вокруг одного спортсмена. Да, номинально в главной роли Машков — он играет тренера сборной СССР Владимира Кондрашина (по требованию вдовы Кондрашина фамилию заменили на Гаранжин), но одеяло он на себя не тянет и образ создает, возможно, даже слишком строгий и скупой на эмоции.

Российское кино, наконец, перешло от количества к качеству. Павел Матяж о фильме «Движение вверх»
Фото: kinopoisk.ru

Машков — Гаранжин

Все это для того, чтобы можно было поговорить про игроков той сборной, про их характеры и пройденный ими путь. Этого не хватало в «Легенде», на экране великий матч великой команды, а в кадре все время он, Козловский, мегазвезда, и такое ощущение, что убери его — и всем конец, без него наши обязательно проиграют.

Российское кино, наконец, перешло от количества к качеству. Павел Матяж о фильме «Движение вверх»
Фото: kinopoisk.ru

На самом деле в фильме не так много какого-то сверхдорогого реквизита, но тем не менее бюджет составил 11,5 $ млн, немного больше, чем ушло на «Легенду №17»

В «Движении вверх» такого ощущения нет. За два с половиной часа мы узнаем все о «красной машине» и всех ее составляющих. Про снобов-прибалтов и компанейских грузинов, про узбеков, белорусов и русских, про то, как их всех шмонали таможенники и мучили партийные функционеры, как они бухали на свадьбе в Грузии и играли с местной шпаной в негритянских гетто. Это и про ошибки, и про преодоление, про отчаяние, про любовь и предательство, про боль, но боль общую, а не только отдельно взятого Данилы Козловского. Есть в этом какое-то давно забытое советское ощущение. Они все яркие и классные индивидуальности, красавцы-спортсмены, но только вместе они могут победить кого-то. Ну, американцев в данном случае.

Российское кино, наконец, перешло от количества к качеству. Павел Матяж о фильме «Движение вверх»
Фото: kinopoisk.ru

Актер Смоляков здесь в привычном для себя амплуа — советского бюрократа

Американцы, кстати, гораздо более деликатно и корректно представлены, чем в «Легенде №17», где канадцы просто быкообразные жующие монстры. Американская баскетбольная сборная и сейчас считается лучшей в мире, но тогда у них был особенный статус непобедимой команды — 63 игры и 63 победы, никто еще никогда у них не выигрывал. И сами игроки — гигантские негры с афроприческами и их главный тренер (его играет Джон Сэведж, актер, знаменитый по фильмам «Охотник на оленей», «Волосы» и «Тонкая красная линия») — жесткие, но суперпрофессиональные спортсмены — показаны с большим уважением, никаких насмешек и гипербол.

Российское кино, наконец, перешло от количества к качеству. Павел Матяж о фильме «Движение вверх»
Фото: kinopoisk.ru

В фильме довольно много юмора, вот один из комедийных эпизодов — несколько игроков советской сборной по баскетболу всухую проигрывают уличной банде в какой-то американской подворотне

Да и вообще, холодной войне и идеологическому противостоянию с США уделено уже меньше времени, собственно, противостояние это проявляется только один раз, когда выясняется, насколько советская спортивная медицина отстала от западной, — врачи американских студенческих команд лучше экипированы, чем сборная СССР, и наши там занимают у западных коллег немного чудодейственного мельдония. Да, конечно, в кабинетах красные флаги и портреты Брежнева, советские спортивные функционеры — мерзкие циничные приспособленцы, капитан команды литовец Модестас Паулаускас весь фильм пытается сбежать на Запад, а остальные баскетболисты круглосуточно под колпаком у КГБ, но тут как-то так соблюдена необходимая мера: совсем не рассказать об этой части жизни советского спорта было нельзя, но и в антиутопию об адской советской империи за железным занавесом это фильм не превращается.

Российское кино, наконец, перешло от количества к качеству. Павел Матяж о фильме «Движение вверх»
Фото: kinopoisk.ru

Башаров и Гармаш в роли кровопийц-аппаратчиков

В общем-то, хочется выразить осторожную радость, что количество перешло-таки в качество, и среди посредственных российских патриотических фильмов, объединенных картонным пафосом, слабыми сценариями и актерскими работами, появилась действительно неплохая спортивная драма, которую не стыдно рекомендовать и показывать, и даже жаль, что смотреть ее будут не потому, что она этого заслуживает, а потому, что больше нечего, от безысходности.