Обычно увидеть коллекцию Арона Халемского можно в двух случаях — если вы его друг или клиент компании. Но для нас известный инженер-металлург сделал исключение и провел экскурсию по офису.
Собирать произведения искусства бизнесмен начал более 50 лет назад. Сейчас в его коллекцию входят картины Брусиловского, Воловича, Калашникова, Новиченко, Елецкого, Ефремова, Баранова и многих других.
По словам Арона Халемского, он уже и сам не помнит точное количество принадлежащих ему полотен, как и их стоимость. Отвечая на вопрос журналиста 66.RU, бизнесмен сказал, что коллекция «не имеет цены».
Арон Халемский, коллекционер:
— Я, если честно, даже не знаю, сколько стоит та или иная картина. У меня есть друг в Швейцарии, который говорит, что покупает работы только умерших художников. Потому что живые стоят дешевле. Я же свою коллекцию как капиталовложение не рассматриваю. Для меня, в первую очередь, важна ее художественная ценность. Я считаю, что картины должны приносить людям радость. Поэтому и оценку картин в банке я никогда не проводил.
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU |
---|
Арон Халемский рассказывает, что, выбирая ту или иную картину, он не советуется ни с галеристами, ни с искусствоведами. Главный критерий — его собственный вкус.
Арон Халемский:
— Я не могу назвать себя последовательным коллекционером. В отличие от тех, кто занимается этим профессионально, я не охочусь за картинами. Они меня сами находят. Как правило, все происходит случайно. Я знакомлюсь с художником, начинаю с ним общаться, изучать его работы. Те, которые нравятся мне больше, я покупаю. Местные аукционы я посещаю, но лишь иногда. Такого, чтобы я специально поехал на какой-то крупный мировой аукцион, еще не было. Все-таки для меня это не бизнес, а хобби.
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU |
---|
Покупать произведения искусства Арон Халемский начал еще во время работы на Среднеуральском медеплавильном заводе в Ревде. Тогда Арон Михайлович организовывал выставки, на которых показывали не только последние достижения металлургии, но и картины местных художников. Так инженер познакомился с Мишей Брусиловским и Анатолием Калашниковым. Впоследствии благодаря сотрудничеству с заводом они смогли выехать за рубеж и побывать в Америке.
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU |
---|
В 90-е «УПЕК» получила заказ от министерства энергетики США: американские чиновники заинтересовались технологией очистки сточных вод от мышьяка и хрома, которая применялась на уральском предприятии. Представителей компании пригласили в Нью-Йорк. Вместе с ними в командировку отправились и Калашников с Брусиловским.
Арон Халемский:
— Калашников и Брусиловский месяц жили в США, общались с сенаторами, с американскими магнатами, которые были готовы выставить их работы в самом центре Нью-Йорка, сделать серьезные инвестиции в российское искусство. К сожалению, продолжения эта история не получила, но осталось несколько «американских» работ наших художников. Многие из них сейчас находятся в моей коллекции. Одна из самых масштабных работ Калашникова в тот период — серия «Перегон скота с юга на север в США». Это несколько картин, на которых он изобразил разные эпохи развития Америки. На них можно узнать всех американских президентов.
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU |
---|
Несколько десятков картин можно увидеть в холле и кабинетах компании. Больше всего в офисе картин Андрея Елецкого и Валентина Новиченко. Одна из самых любимых картин коллекционера находится в его кабинете. Это работа Новиченко: на цинковом листе двойным обратным штрихом изображен уральский завод.
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU |
---|
Большая часть пространства офиса отдана Елецкому. Среди сюжетов — трагичная история семьи последнего российского императора Николая II, сцена убийства Распутина, несколько картин, посвященных революционным событиям. Отдельная серия — о поэтах серебряного века.
Арон Халемский:
— На самом деле Елецкий не художник, он профессиональный музыкант. Уже после 40 лет он попросил меня ему помочь — дать возможность выучиться на художника. Он быстро нашел свою технику и начал писать яркие картины. С тех пор, с начала 90-х, он написал колоссальное количество работ. Многие из них находятся у меня.
Время от времени работы из коллекции можно увидеть в свердловских музеях. Только за последний год прошли две большие выставки — в Ирбите и Ревде. Еще несколько картин выставлялись на Индустриальной биеннале современного искусства в «Исети» и на «Иннопроме».
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU |
---|
Арон Халемский признается, что не хотел бы, чтобы в будущем коллекция была распродана по частям. Он надеется, что наследники сохранят все работы и они будут передаваться из поколения в поколение.
Арон Халемский:
— Я бы хотел, чтобы эта коллекция радовала моих детей. При этом часть работ, которые имеют четкую принадлежность к конкретным городам и событиям, я собираюсь передать в собственность местных музеев. Сейчас у нас идут переговоры с музеем в Ревде. Думаю, что закончатся они положительно, и эти картины сможет увидеть большое количество людей. Ведь для этого они и нужны.