В Екатеринбурге проходит выставка ювелирных изделий «Карл Фаберже и Алексей Денисов-Уральский». Вы, возможно, о ней и не знаете, а если и слышали, то подумали, что она может оказаться скучной. Однако сотрудники Музея истории ювелирного и камнерезного искусства уверены, что ее стоит увидеть: посетителям они готовы раскрыть интересные подробности на экскурсиях. Причем не только показать изделия, но и рассказать их историю и поведать, кому они принадлежали.
Многие из представленных экспонатов впервые показаны в нашем городе, а потому увидеть их стоит до того, как они покинут Екатеринбург. На экспозиции выставлены не только принадлежащие самому музею предметы, но и специально привезенные из Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана Российской академии наук (Москва), Пермской государственной художественной галереи.
Мы рассмотрели экспонаты и выбрали самые интересные из них. В первую очередь, это, конечно, последнее из 52 императорских пасхальных яиц фирмы Фаберже. Да, в Екатеринбурге уже выставляли изделия мастера, но представленное здесь «Созвездие цесаревича» заслуживает отдельного внимания.
Это яйцо хранится в коллекции столичного Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана , оно — единственное незаконченное из всей коллекции. Это ювелирное изделие, которое Николай II заказал для своей супруги Александры Федоровны как подарок на Пасху 2 апреля 1917 г. Мастера не успели его закончить, потому что их наравне со всеми забирали на фронт во время Первой мировой войны. А вскоре и император отрекся от престола, началась революция.
|
---|
Планировалось, что яйцо будет инкрустировано бриллиантами, ограненными в форме розы и сохранившимися лишь в некоторых местах. Подставка выполнена из непрозрачного горного хрусталя в виде облака, на котором и располагается яйцо.
Лишь в 1929 г. сын Карла Фаберже Агафон передал это единственное незавершенное яйцо из императорской коллекции в музей. Эксперты смогли установить, что нанесенные на изделии звезды в точности соответствуют тому, как были расположены на небосклоне созвездия в момент рождения цесаревича — именно поэтому оно так названо.
Также на экскурсии стоит уделить внимание маленьким пасхальным яйцам, которые использовались как украшения — они изготавливались для колье или в качестве броши, из них собирали целые ожерелья.
|
---|
Эти яйца изготавливали по особой технологии: гравированную поверхность драгоценного металла покрывали сначала полупрозрачным эмалевым лаком, а затем — цветными в несколько слоев.
|
---|
Среди экспонатов — эмалированная мушница, в которой красавицы хранили свои мушки, сделанные из шелка.
|
---|
Минералогический музей также привез в Екатеринбург горку, подаренную Александру III, — это не просто красивый элемент интерьера, но целая коллекция с различными минералами, по которой можно изучать камни. Ее создали в фирме Денисова-Уральского, использовав кварц и его разновидности, микроклин, альбит, шерл, рубеллит, изумруд, змеевик, малахит, агат, гипс.
Специалисты заверяют, что российские императоры любили окружать себя камнями отечественных недр и изделиями из них.
|
---|
В екатеринбургском музее впервые вместе выставляются портсигар и запонки Александра III из родонита, резная тарелка из калканской яшмы из собрания музеев Кремля, созданные совместно мастерами Императорской Екатеринбургской гранильной фабрики и ювелирами фирмы Фаберже. Здесь же — эскизы этих предметов, хранящиеся в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства.
|
---|
На выставке можно увидеть и печати мастеров Императорской Екатеринбургской гранильной фабрики, которые они делали на домашних станках. Это личные печати, созданные специально, чтобы запечатывать письма.
|
---|
Напомним, что выставка «Карл Фаберже и Алексей Денисов-Уральский», которая открылась при поддержке Фонда святой Екатерины, будет работать в Музее истории ювелирного и камнерезного искусства до 10 сентября. На сегодня ее посетили уже более 2,5 тыс. человек.
Фото: Сергей Логинов для 66.ru