«Есть легенда, что памятник Якову Свердлову — то место, с которого начался стрит-арт в Екатеринбурге. Каждый год на протяжении 65 лет студенты радиофака шли от УПИ мимо УрГУ, они хотели как-нибудь насолить противникам и постоянно раскрашивали несчастного Якова, он был то с кровавыми руками, то с зеленой головой. На следующий день студенты УрГУ ругались и отмывали памятник. Это была ежегодная арт-акция», — рассказывает Елена Бабушкина, первый пресс-секретарь фестиваля «Стенограффия». Елена провела экскурсию по екатеринбургскому стрит-арту во время «Ночи музеев».
|
---|
Фестиваль «Стенограффия», в рамках которого появились самые знаковые работы, зародился в Екатеринбурге семь лет назад. У стрит-арта здесь несколько организованных точек, работы уличных художников можно найти в каждом районе города. Но, как рассказывает Елена Бабушкина, чем дальше от города, тем стрит-арт живее и насыщеннее, потому что там меньше полиции и посторонних глаз, он развивается естественно, как растительность.
Елена Бабушкина, первый пресс-секретарь фестиваля «Стенограффия»:
— Хороший район для изучения — ЖБИ. В 90-е там был народ, который слушал хип-хоп, увлекался зарубежными течениями и явлениями. В гаражных комплексах у Железобетонного завода есть огромные нетронутые куски искусства. Еще на ЖБИ развивалось направление рип-граффити, когда стрит-артисты увековечивают память погибших друзей на стенах.
Если изучать стрит-арт Екатеринбурга досконально, одного дня не хватит. У нас была полуторачасовая экскурсия, поэтому мы ходили по центральной части города.
|
---|
Точкой сбора стал шатер Tele2, который расположился у Ельцин Центра. Здесь можно было записаться в исследователи уличного искусства, отдохнуть между музеями и подзарядить свой гаджет. |
В первую очередь мы направляемся во двор «Дома печати», здесь находятся сразу несколько работ, сделанных в рамках фестиваля. Первая работа, про которую рассказывает Елена, — уличного художника Milky.
|
---|
«Milky подумал, что этот двор напоминает нью-йоркские дворы, где зарождалось граффити, он решил здесь сделать работу, посвященную книгам. Художник говорит, что по книгам можно пройти к свету, то есть книги — это ваша лестница. Эту работу он делал на свои деньги, это его краска, он просто согласовал поверхность и решил реализовать свою идею». |
На соседней стене человек закидывает стрелами обездвиженного быка. Этот объект выглядит как подготовленная работа, но она родилась за одну ночь.
|
---|
«Из Санкт-Петербурга приехал Стас Bags, а из Нижнего Новгорода — Никита Nomerz. Так вышло, что их площадки «Стенограффии» сорвались, они собрались вечером и за ночь придумали этот объект». |
Здесь можно найти еще два объекта уличного искусства: корову авторства Стаса Bags и маски художников группы VGA.
|
---|
Эта корова была дверями соседнего заведения, но по какой-то причине ее сняли. |
|
---|
«VGA участвуют в фестивале с 2010 г., каждый год они рисует по городу разные маски, они есть на набережной Исети, на развязке на Большакова, были в переходе на Плотинке. Работа «Маски» — это просто какие-то веселые молекулы, VGA говорят, что маски — это не личины, они фиксируют разное настроение и показывают разнообразие эмоций». |
«В этом году «Стенограффия» будет проходить в первые выходные июля, надеюсь, что в этом дворе появится что-то еще», — говорит наш проводник, пока мы идем к следующим объектам — во двор кинотеатра «Салют».
Этот двор тоже в своем роде маленький Нью-Йорк. Несколько лет назад он выглядел как большой уличный туалет, сюда было страшно заходить. Но после того как Тимофей Ерин под ником Художник нарисовал здесь своих птичек, во дворе стали происходить удивительные изменения: клуб «Линч» раскрасил свой фасад, а энергетическая компания установила в переходе освещение с датчиками движения.
|
---|
Уличные художники стараются не портить работу и оставляют свои теги под ней, не задевая сам рисунок. |
Большинство крупных работ на «Стенограффии» рисуют с помощью проектора: вечером изображение проецируют на стену, художник рисует контуры, а потом заканчивает картину по ним. Но немецкие художники Case и Wow123 не используют этот метод, а рисуют с нуля. Они задумали большой проект, связывающий города: в Екатеринбурге руки пускают бумажный самолетик, а приземляется он на высотке в Магнитогорске.
|
---|
«Художники разделили эту работу по стилю. Case рисует руки, он считает, что руки — единственное, что можно рисовать, потому что они не врут и выражают эмоции человека. Wow123 нарисовал движение самолета, скорость, с которой самолет преодолевает пространство до Магнитогорска». |
Следующую работу хипстеры используют как фон для своих фотографий, но в ней больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Уличный художник Покрас Лампас нарисовал на стене бязь цвета тиффани из 1300 тегов разных художников. Раньше надписи были и на полу, но они истерлись. При неоновом освещении здесь по-английски написано: «Ваши стены принадлежат нам».
|
---|
«Несколько лет назад в «Салюте» должны были показывать фильм, посвященный гибели Паши183, но кинотеатр не работал, зрители пришли в этот двор, настроили проектор, пошел ливень. Кто-то решил, что можно показать фильм на потолке, сто человек полтора часа стояли и смотрели фильм про Пашу183, задрав головы, а ливень шел стеной. Как только закончился фильм, дождь закончился тоже». |
Выходим из арки и видим на стене еще одну работу — художницы, которая в обычной жизни на стенах не рисует. Елена Шубинцева оставила посвящение тегерам, она написала: «Всем привет в этом чатике», — и сейчас здесь люди общаются в буквальном смысле на стене.
|
---|
Дальше мы движемся по улице Малышева и сворачиваем в арку к художникам из группы «НЕМЫ» Они сделали свою работу, напоминающую буквы, уходящие вверх, как в старом ворде, в 2013 г., практически никто из художников не испортил ее, не оставил свой тег…
|
---|
Но если свернуть за угол, можно увидеть кладбище тегов.
|
---|
Мы проходим по улице Малышева, сворачиваем к набережной Исети и видим жилище черепашек-ниндзя из всем известного мультфильма.
|
---|
«Эта работа появилась не в рамках фестиваля, она висит на цепях, ее несколько раз пытались срезать. Это тот случай, когда работа сразу появилась в СМИ, что спасло ее от гибели. Отличный пример спонтанного стрит-арта». |
Напротив дома черепашек — стена славы художников, приезжающих в Екатеринбург. Здесь есть теги почти всех авторов «Стенограффии», но стена не имеет никакого отношения к фестивалю, «Зал славы» самостоятельно зародился и существует по сей день.
|
---|
«Граффитчики собираются после фестиваля и самовыражаются таким образом. Тему стенки придумывают спонтанно». |
Наш очередной объект — не граффити и не рисунки на стенах. Терка, которая появилась в 2012 г. для телеканала ЕТВ, — это один из проектов основателя фестиваля Евгения Фатеева в рекламном формате.
|
---|
«Все знают, что на терке трут, предполагалось, что люди будут тут собираться и перетирать разные вопросы и дела. У нее функциональное значение, она то наряжается новогодней елкой, то украшается к Хеллоуину». |
Рядом с теркой — маленькая магнитола, которую сделал уличный художник Иван Ягода, подобные объекты можно найти по всему городу.
|
---|
«Иван Ягода разрисовывает всякие технологические шкафы для проводов, превращая их то в сейф, то в магнитолу. Это защищает шкаф от того, чтобы он превратился в кладбище рекламных объявлений». |
Следующий объект, который мы изучаем вместе с Еленой Бабушкиной, находится в переулке Банковском. Это работа Тимофея Ради, сделанная в ночь с 21 на 22 июня 2011 г. Обычно работы Тимофея живут очень долго, потому что он делает их краской. Екатеринбургского художника знают не только на Урале, но и в Москве, и за рубежом.
|
---|
«Тимофей взял портреты героев Великой Отечественной войны, наклеил на большие фанерные щиты ткань и бинты и поджег при помощи коктейля Молотова. Каждому из героев он посвятил маленький вечный огонь, который прогорел — и получились портреты, которые потом воткнули в окна госпиталя. За 6 лет они истерлись, но их черты еще различимы». |
Наша полуторачасовая экскурсия движется к концу, мы идем на улицу Попова. Жители здешних домов каждый год собираются и голосуют за появление нового объекта стрит-арта. Работы на фасадах меняются, а один из домов используется в коммерческих целях — здесь появляется реклама. Естественно, в виде граффити.
|
---|
Это 3D-работа итальянского художника Peeta. Он никогда не делает экскиз заранее, а приезжает на место и смотрит, как с поверхностью взаимодействует солнце, как ложатся тени. |
На фасаде соседнего дома уже шесть лет живет «Сизифов труд» художников Interesni Kazki. «Каждый из нас тащит такой валун в гору», — говорит Елена Бабушкина.
|
---|
«К этой работе очень нежны коммунальщики. Когда от стены отвалился кусок штукатурки, они очень долго мучились и пытались подобрать красочку в цвет. Немного не получилось, но близко». |
Следующую работу знают многие екатеринбуржцы и жители города, пройти мимо нее нельзя. Это Юрий Гагарин, которого нарисовал украинский художник Андрей Пальваль в 2014 г.
|
---|
«Нас часто спрашивают, что у Юрия Алексеевича с лицом. Работу делали с помощью проектора, при переносе не учли перспективу, точку, с которой зрители увидят работу, а в целом всё хорошо», — раскрывает секреты Елена. |
Последняя точка нашего маршрута — Шейнкмана, 45. Здесь мы видим одну из самых романтичных работ, которую сделали Иван и Марина Ягода в 2011 г. Супруги изобразили себя так, как они хотят себя видеть в 2054 г. — в 3D-очках и с улыбками.
|
---|
Кстати, многие видели процесс создания этого объекта. Он остался в истории в клипе «Нас двое» группы «Курара» — том самом, где Олега Ягодина забрасывают белой краской. |
На самом деле для того чтобы повторить наш маршрут, не обязательно дожидаться следующей «Ночи музеев» или искать экскурсовода. Специально для вас мы нанесли все объекты на карту: сохраняйте ссылку, выбирайте любимые работы и отправляйтесь гулять по городу в теплый летний вечер.
Фото: Сергей Логинов для 66.ru
эсэр Миронов именно так называет всю эту красоту