Сейчас я не занимаюсь телевизионными или кинопроектами, но трачу много времени на работу с авторами. Без какой-то конкретной цели, без конкретной задачи. Просто мне интересно потихонечку собирать портфель разработок, историй, сценариев, открывать для себя новые имена. Но все это беспредметно, не конкретно, не в рамках какого-то коллектива, компании. Вообще никак.
Пока у меня нет конкретных планов и желаний, слишком много было сделано на сегодняшний день. Помните, как говорили герои Сомерсета Моэма: «Если в театре во время спектакля случилась пауза, надо тянуть ее как можно дольше. Тогда зрители увидят в ней смысл». Я тяну паузу.
С одной стороны, конкуренция крайне высокая. С другой — хороших сценариев всегда не хватает. Это типичная ситуация. Вам о ней расскажет любой руководитель. «Найти хорошие кадры тяжело, непонятно, кто работает…» И в то же время среди ваших знакомых может быть человек, хороший специалист, который долго не может найти приличную работу. Или, может быть, это вы сами. Вот в области кинопроизводства ситуация точно такая же. Телеканалам приходится читать невероятное количество заявок и историй в разной степени разработки. Они что-то отбирают, снимают свои 3,5 тыс. часов в год сериального продукта, но хитами из них становятся, может быть, с десяток сериалов.
У нас сегодня вопросы из прошлого… Мне нужно очень сильно напрячься, чтобы попытаться как-то на него [вопрос] ответить…
Я ответил на ваш вопрос?
Это хорошая практика, стесняться этого не нужно. Величайший российский автор — режиссер Гриша Константинопольский собирает деньги на новый фильм «Русский бес». За определенную сумму вас могут снять в эпизоде или указать в титрах. Это нормальная история, но в ней всегда должна быть какая-то наживка. В данном случае Гриша использует позитивную энергию, которая появилась после «Пьяной фирмы». Он монетизирует зрительскую любовь. Если бы Гриша запустил краудфандинг летом прошлого года, он бы не получил такой резонанс и вряд ли собрал бы нужную сумму.
Сегодня сильные, жизненные драмы показываются не в кинотеатрах, а в сериалах. Это общемировая тенденция. В 90-е, когда мы ездили в Штаты учиться делать телевидение, в Америке было четкое деление на актеров сериальных и актеров киношных. История Брюса Уиллиса, который превратился из сериального актера в кинозвезду, по тем временам была уникальной. Сегодня эти границы размыты. Большие звезды все чаще играют в сериалах. Сериальные актеры зачастую получают больше денег, чем кинозвезды, их больше любит зритель. Теперь уже никто не скажет, что телевидение — это что-то такое, на потребу зрителя, а в кино работают одни небожители. И то, и другое — суть площадное искусство.
В России сложилась странная ситуация. 100% рынка производства сериалов контролируют пять основных каналов. В последнее время стали подтягиваться каналы второго эшелона, но сути это не меняет. Так получилось. Никто об этом специально не договаривался. Просто больше за сериалы никто не платит, в отличие от США, где есть возможность делать сериалы для зрителя (это что касается кабельного канала (HBO) и цифровых платформ (Netfix).
Первая причина — за последние два-три года все каналы вышли на плановые объемы в части сетки. То есть если Первому каналу, условно говоря, нужно сто сериалов, то вряд ли он будет заказывать двести. Сетка не резиновая, и канал будет существовать в этих рамках несколько лет.
Вторая причина — редакционная цензура. Речь идет не о политической цензуре, а о том, что у каждого канала есть четкое понимание, какие сюжеты, герои, фабулы могут попасть к ним в эфир. Сразу отсекается много чего. Это, например, сериалы 18+, которые практически не производятся. Либо это специальная версия для Сети, а в эфир идет версия 16+. Так мы, например, делали «Сладкую жизнь» на ТНТ.
Третья причина — бюджет. Понятно, что если Первому каналу нужно 30 сериалов в год, то у него не хватит бюджета на то, чтобы все их сделать хитами. Хиты стоят дорого, производятся долго… Поэтому наверх каналы попытаются вытянуть лишь 2–4 сериала. Остальные будут сняты на четверочку, без лишнего пафоса, чтобы линеечку в сетке набивать. Сейчас на некоторых каналах даже родился термин — «избыточное качество». Это когда то, что вы нам предлагаете, слишком хорошо. У нас на это денег не хватит.
В этом или в следующем году в России появятся первые попытки сделать так, чтобы сначала сериалы крутились на цифровых платформах, а потом в телевизионном эфире. Речь прежде всего идет об Ivi, Oko.
Главная проблема — психологический барьеры руководителей телеканалов. Они думают так: зачем платить за сериал, премьера которого прошла на цифровой платформе? Лучше заказать что-то для себя.
Каналы понимают, что частью своих денег они финансируют и развитие цифровых платформ. А это уже вопрос конкуренции. Понятно, что эфирные каналы не заинтересованы в развитии цифровых платформ. Сегодня в США продюсеры, работающие на эфирных каналах, кроме матерных слов в адрес Netfix ничего не говорят. Они его боятся. У нас происходит то же самое, только с опозданием на 5–6 лет.
Ребейт (система возврата процента от средств, потраченных кинематографистами на съемки в конкретном регионе, в свою очередь вышедшие фильмы помогают развивать внутренний туризм, — прим. 66.ru) — это новая тема. У нас она появилась буквально полгода назад. Ей занимается Агентство стратегических инициатив и Ассоциация продюсеров кино и телевидения. Соглашения уже подписали восемь областей.
Соглашения о ребейте должно привести к тому, что через несколько лет в регионах активизируется кинематографическая жизнь. Не потому что там произошло что-то выдающееся, а потому что московским кинокомпаниям станет выгодно ехать и снимать кино, например, в Свердловской области, в Екатеринбурге. Сначала они приедут и попросят только транспорт и жилье (и оставят деньги). Потом они спросят, есть ли тут у вас специалисты, которые могут работать на киноплощадке, чтобы не везти своих... То есть это выгодно всем.
Мы в самом начале этого процесса. Для того чтобы было подписано соглашение о ребейте, должна быть воля губернатора. Местное Законодательное собрание должно принять закон о ребейте, потому что деньги на него нужно закладывать отдельной строчкой в бюджет региона. Причем к Минкульту эти деньги не должны иметь никакого отношения, все делается через Министерство экономики.
Пока можно сказать, что все двигается небыстро. Наверное, потому что региональным начальникам трудно понять эту тему.
Фото: архив 66.ru; kinopoisk.ru