Организаторы фестиваля перенесли в центр Екатеринбурга набережную Фонтанки и воссоздали атмосферу поэтических лекториев прошлого века. Целый день петербургские поэты Алексей Машевский, Алексей Пурин и Александр Вергелис читали лекции о стихах, а вечером все желающие могли выступить с собственными произведениями на «свободном микрофоне».
«Выступало много самородков — молодых поэтов с хорошими задатками. Им нужно развивать талант, учиться, занимаясь поэзией системно, как музыкой», — говорит Алексей Машевский.
Алексей Машевский — физик по образованию — во время лекции читает стихи и говорит, что формальное отличие стихов от прозы — запись в столбик. В доказательство берет свежий выпуск газеты «Коммерсант» и начинает зачитывать статью так, будто это стихи, делает паузы посреди предложения и интонирует. Звучит и правда похоже не стихи, только смысл теряется. Так, по словам Алексея, происходит и в стихах: если выстроить слова из поэтического произведения в правильном порядке (согласно нормам русского языка), то окажется, что в них нет никакого смысла. Стихотворная же форма создает новые грани, а скрытый смысл может противоречить формальному содержанию.
«Литературный фестиваль посетили уральские поэты, члены литературных объединений, Союза писателей, представители университетов, библиотек, студенты, культурологи, художники, урбанисты и жители города, которые любят поэзию и искусство», — рассказали организаторы мероприятия — компания «Брусника».
Пока в залах спорили о разнице между стихами и прозой и рассуждали об актуальности поэзии, корреспондент 66.RU поговорил с участниками фестиваля и узнал, зачем им стихи и нужны ли сегодня литературные салоны.
Анатолий Заславский, художник
Мария Стенина, школьница
Надежда Константинова
Борис Долинго, член Союза писателей России, председатель оргкомитета фестиваля «Аэлита»
Наталья Пачина, руководитель студии для детей
Александр Вергелис, поэт
«Все читают стихи, все их знают, но никто не отдает себе отчета, в чем разница между стихами и прозой и в чем потайные механизмы, которые работают в стихах. Алексей Машевский это объясняет: формальное отличие в том, что стихи записаны в столбик, а проза — нет, но в этом формальном различии кроется очень важное, существенное различие, потому что та пауза, которую мы делаем, когда читаем стихи, наполняет строку особым смыслом. Живопись и стихи, сколько бы мы ни говорили о синтезе искусств, вполне хорошо сосуществуют. Огромное количество стихов написаны о живописи, по поводу картин. Одно культурное явление влияет на другое, культура самовоспроизводится, это бесконечный процесс, который может порождать новые феномены.
Перед нами стояла задача не воссоздать, а показать Санкт-Петербург, ведь в Петербурге существует своя культурная школа, в Екатеринбурге — своя. Расстояние между городами довольно большое, а культурное расстояние — маленькое».