У Джона Леннона есть классная песня — «Working Class Hero». И долгое время кажется, что это какая-то британская история. В кадре суровые, замерзшие мужики на фоне сурового металлически-серого моря и такого же неба — герои из рабочего класса. Все это могло произойти и в английском Манчестере. Но нет.
Режиссер Кеннет Лонерган, более известный как сценарист «Анализируй это» и «Банды Нью-Йорка», снял тихую семейную инди-драму про младшего брата английского Манчестера — маленький рыбацкий городок Манчестер-у-Моря (Manchester-by-the-Sea, Massachusetts) в часе езды от Бостона. Правда, семей в традиционном смысле в Манчестере почти нет — все герои-рабочие разведены, а если вы скажете «инди-драма» в местном баре — вам тут же разобьют морду.

Кейси Аффлек играет как раз такого парня, Ли Чендлера. Он младший из братьев Чендлер и в прошлом стал виновником настолько жуткой трагедии, что вынужден был переехать в многолюдный Бостон и устроиться там кем-то вроде «мужа на час»: он и сантехник, и электрик, и дворник... Молчаливый и скорбный, он бродит по заснеженным улицами, сторонится женщин, живет в мрачном полуподвале и все свободное время смотрит хоккей, бухает и дерется в ближайшем кабаке. Это такое добровольное наказание: похоронить самого себя заживо в Бостоне.

И вот когда он расслабился, решил, что жизнь не удалась и хуже быть уже не может, — ему позвонили. Нужно возвращаться в Манчестер-у-Моря, чтобы похоронить старшего брата.
Похороны затягиваются на целый фильм. Из-за экстремально холодной зимы земля так замерзла, что без спецтехники не выкопать яму, а брат купил для себя место на историческом кладбище, на котором использование спецтехники запрещено. И теперь его тело будет лежать в холодильнике до весны.

Но это еще не все новости. В своем завещании брат называет Ли опекуном своего единственного сына. Ли в недоумении: как я могу быть чьим-то опекуном, ведь я же уже похоронил себя заживо? Как я могу снова вернуться в Манчестер-у-Моря, где все на меня показывают пальцем и говорят: это что, тот самый Ли Чендлер?

Еще большее недоумение вызывает у него оставленный им Манчестер. Оказывается, там продолжается жизнь. Его бывшая жена снова вышла замуж и беременна, племянник через час после посещения морга устраивает дома вечеринку, приводит девочек. А живой мертвец Аффлек вынужден слушать, как малыш резвится в соседней комнате, и ждать весны, когда оттает лед.

Такой мрачняк у нас сейчас снимает только Сигарев, и его каждый раз обвиняют в том, что всё, что он делает, — русофобская чернуха. Леденящая кровь личная трагедия на фоне общего бескультурья и алкоголизма. Не знаю, можно ли назвать «Манчестер у моря», фильм про крепко пьющий белый американский рабочий класс, американофобским, но «Оскара» ему дали в первую очередь за сценарий. А за главную мужскую роль премию получил раздавленный виной Кейси Аффлек.

По статистике, трагические одиночки, разведенные или потерявшие семью, чаще получают «Оскара», чем добропорядочные отцы семейства. По этому поводу есть несколько конспирологических теорий, но мне нравится думать, что это потому, что их всех роднит с аудиторией и членами оскаровского комитета общее чувство вины: разводы, аборты, брошенные дети или родители и т.д.

Еще очень часто прокатывает инвалидам. Аль Пачино для «Оскара» пришлось стать слепым, Тому Хэнксу — идиотом, Эдди Рэдмейну — Стивеном Хокингом, Дастину Хоффману — человеком дождя.
А Кейси Аффлеку пришлось стать козлом. Как в песне Янки Дягилевой, «дом горит, козел не слышит». Тем самым, который напился, подрался и сжег свой собственный дом и своих детей.
kinopoisk.ru
годная фильма?