Специалисты лаборатории реставрации УрФУ закончили технологическую экспертизу уникальной картины Ирбитского государственного музея изобразительных искусств. Как рассказал Порталу 66.ru директор музея Валерий Карпов, полотно «Мадонна с младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем в пейзаже» относится к первой половине XVI века и, возможно, принадлежит кисти одного из последователей великого Рафаэля Санти. Результаты исследования подтвердили специалисты Государственного Эрмитажа.
— Экспертиза показала, что красочный пигмент и родной холст соответствует XVI веку. В XVIII веке картина была наклеена на другой холст, позже довольно грубо был переписан пейзаж, но написанная в начале XVI века центральная группа — Мадонна с Христом и Иоанном Крестителем — осталась нетронутой. Манера письма свойственна первой половине XVI века. Это подтвердили экспертизы.
Имя автора работы по-прежнему неизвестно: к сожалению, своей подписи он не оставил. Для того чтобы установить художника, потребуются дополнительные экспертизы, на которые у музея пока нет денег. Но уже сейчас можно точно сказать, что автором работы является художник нидерландского происхождения.
— В живописной манере исполнения красочного слоя ощущается влияние северного, нидерландского Возрождения. В то время у Рафаэля была огромная мастерская, в которой работало много учеников. В том числе из Северных стран Европы, в частности из Нидерландов. То, что картина действительно является репликой знаменитой картины Рафаэля, которая находится в Лувре, видно сразу. Композиция центральной группы повторена полностью. Поэтому проводить дополнительные исследования, я думаю, смысла нет.
Напомним, что реплика с картины Рафаэля была передана в Ирбит Государственным Эрмитажем в 1976 году. В инвентарях музея в Санкт-Петербурге говорилось, что она была написана в конце XVIII — начале XIX вв.
— Наша реплика значительно отличается от прославленного оригинала Рафаэля не только прямоугольным форматом (в Лувре картина имеет полукруглое завершение), но прежде всего эмоциональным настроем нашей картины. Если в Лувре мы видим светлую и радостную утреннюю сцену общения Марии со своим сыном и благоговейно взирающим на него маленьким Иоанном, то наша картина написана как вечерняя сцена на фоне догорающего заката и наполнена настроением светлой грусти и печали. В лице Мадонны ощущается знание судьбы ее Сына и спокойная жертвенность богоматери, та нота, которая затем будет гениально воплощена Рафаэлем в лице Марии в знаменитой «Сикстинской Мадонне».
Сомнения в правильной атрибуции полотна возникли после того, как в марте этого года «Мадонна с младенцем Христом…» прошла реставрацию в Нижнем Тагиле. Реставратор Антонина Наседкина сняла слои старых лаков и следы предыдущих реставрационных «чинок». Тогда же стало понятно, что картина написана куда раньше и, более того, принадлежит кисти одного из последователей Рафаэля.
По словам сотрудников лаборатории УрФУ, качество исполнения ирбитской «Мадонны с младенцем» очень высокое.
Это не первый раз, когда Ирбитскому ГМИИ удавалось оспорить более раннюю атрибуцию. В экспозиции музея также находится картина Питера Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Она стала главной сенсацией 2012 года.
Директору музея Валерию Карпову удалось доказать, что картина является подлинником. Это подтвердили специалисты Государственного научно-исследовательского института реставрации. «Проведенное химическое исследование красочных пигментов подтвердило наше предположение: картина была создана в мастерской Рубенса как первый авторский вариант», — рассказывал ранее Порталу 66.ru Валерий Карпов.
Фото: Ирбитский ГМИИ