Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Близка живописи великого Рафаэля». «Мадонну с младенцем» из Ирбита отдали на экспертизу

13 апреля 2016, 17:30
Специалисты уверены, что перед ними пусть и хорошего качества, но все же копия работы великого итальянского живописца. Осталось только выяснить ее точную датировку. В музее полагают, что полотно может относиться к XVI веку и принадлежать одному из учеников Рафаэля Санти.

Специалисты лаборатории реставрации УрФУ проводят технологическую экспертизу уникальной картины Ирбитского государственного музея изобразительных искусств. Как рассказала Порталу 66.ru заведующая кафедрой истории искусств департамента «Факультет искусствоведения и культурологии» УрФУ Тамара Галеева, руководство музея намерено уточнить время создания полотна «Мадонна с младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем в пейзаже».

Напомним, что картина была передана в Ирбит Государственным Эрмитажем. Ее автор до сих пор не известен. Считается, что это один из последователей Рафаэля, который сделал копию с картины мастера (оригинал картины Рафаэля хранится в парижском Лувре). По словам Тамары Галеевой, это довольно сложный объект, у которого до сих пор нет точной датировки, но он интересен своим сюжетом и стилистикой, которые «близки живописи великого Рафаэля».

Директор Ирбитского музея изобразительных искусств Валерий Карпов нам подтвердил, что действительно отдал картину на экспертизу. Сомнения в правильной атрибуции полотна у него возникли после того, как в марте «Мадонна с младенцем Христом…» прошла реставрацию в Нижнем Тагиле.

Валерий Карпов, директор Ирбитского государственного музея изобразительных искусств:

— Были сняты слои старого лака и следы последних починок. Результаты, которые мы получили, заставили нас усомниться в первоначальной атрибуции. Есть основания полагать, что картина принадлежит школе, мастерской Рафаэля. То есть полотно написано куда раньше, чем принято считать (сейчас ее относят к концу XVIII — началу XIX века). Мы полагаем, что полотно создано кем-то из окружения Рафаэля в середине или во второй половине XVI века.

Сейчас с уверенностью можно сказать лишь одно: картина точно не принадлежит кисти Рафаэля. Валерий Карпов отмечает, что композиция фигур повторена довольно точно, а вот при исполнении пейзажа были допущены некоторые вольности.

Валерий Карпов:

— Мы можем подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу с помощью инфракрасных, ультрафиолетовых лучей, микрохимического анализа. Но пока говорить о результатах экспертизы рано.

Картина побывала в лаборатории УрФУ в начале апреля, после чего ее вернули музею. Сейчас работа продолжается. По сути, экспертам университета предстоит провести масштабное научное исследование. Когда оно будет завершено и появятся первые результаты — сказать сложно.

Тамара Галеева, заведующая кафедрой истории искусств департамента «Факультет искусствоведения и культурологии» УрФУ:

— Пока идет процесс изучения, ничего определенного сказать нельзя. Мы планируем поездку в Ирбит для продолжения исследования уже в стенах музея. Но могу вас заверить: будут ли окончательные датировки более ранними или более поздними — менее ценной от этого картина не станет. Ценность произведения определяется и его возрастом, и кругом художников, которые имеют к нему отношение. Ну и, конечно, художественным качеством работы, а у этой картины замечательно высокий уровень мастерства.

Напомним, что в Музее изобразительных искусств Ирбита также можно увидеть картину Питера Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Она стала главной сенсацией 2012 года. Директору музея удалось доказать, что картина является подлинником. Это подтвердили специалисты Государственного научно-исследовательского института реставрации. «Проведенное химическое исследование красочных пигментов подтвердило наше предположение: картина была создана в мастерской Рубенса как первый авторский вариант», — рассказывал ранее Порталу 66.ru Валерий Карпов.

Фото: архив 66.ru