«Передовая передового. На стройке новой жизни Урала» — это история о непростом наследии советского искусства 1920–1930-х гг. О том времени, когда художник был такой же рабочей силой, как, например, сталевар или шахтер, и трудился для достижения одной-единственной цели — торжества коммунизма, а простые индустриальные пейзажи вызывали неподдельный восторг масс. Неудивительно, что основу новой выставки составили картины советских соцреалистов, многие из которых 30 лет пылились в архивах музея. Некоторым картинам потребовалась серьезная реставрация.
![]() |
---|
В начале прошлого века живописцы объединялись в изобригады и отправлялись фиксировать стройку нового мира — в Свердловск, Челябинск, Магнитогорск, Тагил, Миасс, Серов и т.д. На их картинах (почти что фотографиях) с документальной точностью изображены заводы, цеха, техника, первые высотки...
![]() |
---|
Человеку на стройке великого будущего в музее посвятили целый зал. Портреты ударников и разнорабочих, выполненные в масле или набросанные карандашом, притягивают внимание. За каждым из них — вера художника в силу советского человека.
![]() |
---|
На этой выставке нет супергероев и мускулистых парней, которых мы до сих пор видим на мозаичных фасадах екатеринбургских зданий или на станциях в московском метро. Все лица — раскрасневшиеся, кое-где измазанные сажей — в общем, именно такие, какие и должны быть у людей, которые каждый день занимаются тяжелым физическим трудом.
![]() |
---|
Рядом с некоторыми картинами можно найти пожелтевшие вырезки из газет с очерками об ударниках труда, с которых художники писали свои картины. Как бы в подтверждение того, что они были на самом деле. Если вы все еще не верите, пройдите в следующий зал и сравните героев картин с людьми, изображенными на черно-белых фотографиях. Кураторы выставки отыскали их в архивах заводов и привезли в музей. Для еще большей реалистичности, которая и без того здесь, кажется, зашкаливает.
Ирина Кудрявцева, куратор выставки «Передовая передового»:
— Наша уральская идентичность — родом из первой пятилетки. Но во время подготовки этой выставки мы столкнулись с тем, что этот материал до сих пор не изучен должным образом. Мы решили, что должны восполнить этот досадный пробел. Пришло для этого время.
![]() |
---|
На подготовку выставки потребовалось полгода. Команда молодых художников и исследователей объединилась в бригаду, отправилась в экспедицию по промышленным местам Урала и подготовила свои работы на тему легендарного промышленного прошлого региона. Под потолком можно увидеть растяжки с псевдосоветскими лозунгами от художницы Кристины Горлановой: «Миру миф!», «Сломать — не значит забыть!», «Для рефлексии нет инструкции!». Остановитесь под одной из них — и ощутите связь времен или, наоборот, гигантскую пропасть между «тогда» и «сейчас».
![]() |
---|
Выставка проработает до 24 октября в Музее ИЗО на Воеводина.
Текст: Ольга Корюкова для 66.ru. Фото: Константин Мельницкий; 66.RU
Культура России закончилась в революционное время. В союзе еще сохранялось какое-то воспитание и люди создавали шедевры, сейчас же полный шлак, что в кино, что в музыке, что в изобразительном искусстве.