Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Илья Лагутенко, «Мумий Тролль»: «В России очень много сверхкачественной музыки»

25 апреля 2016, 19:45
интервью
Илья Лагутенко, «Мумий Тролль»: «В России очень много сверхкачественной музыки»
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU; архив 66.ru
Хедлайнер фестиваля «Остров 90-х» рассказал в интервью Порталу 66.ru, в чем главный нерв современных молодых музыкантов, чему условный Саша Гагарин может позавидовать своему коллеге из КНР и как превратить виртуальное в реальное. В качестве бонуса — репортаж с основных площадок фестиваля в Ельцин-центре.

Основная аудитория фестиваля — люди, чье детство или юность пришлись на 90-е. Именно им посвящена инсталляция около главного входа в Ельцин-центр. С одной стороны — композиция из серых, мрачных фигур, с другой — цветные герои диснеевских мультфильмов и конструктор Lego.

Фестиваль устроен таким образом, что старшее поколение рассказывает младшему, какими были их 90-е. Чтобы мероприятие не затянулось на несколько дней, был выбран формат лекций, не предполагающих вопросов из зала. Несколько помещений на время были переоборудованы в выставочные площадки, где можно было увидеть фотографии и видеозаписи тех лет. Все они так или иначе рассказывали о жизни Екатеринбурга 90-х.

Один из главных спикеров фестиваля — меценат, поддержавший «Остров 90-х», Дмитрий Зимин — вспомнил историю основанной им компании «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка — «Билайн»). Для совсем юной части своей аудитории Зимин приготовил слайд-шоу: с фотографиями — свидетельствами главных взлетов и падений своего бизнеса, сканами документов и газетными вырезками с броскими заголовками тех лет. Так интереснее.

Илья Лагутенко, «Мумий Тролль»: «В России очень много сверхкачественной музыки»

Профессор, доктор филологических наук Максим Кронгауз разобрал слова, рожденные в 90-е. Среди них «наезд», «беспредел», «распальцовка», «лимон», «крыша», «откат» и «распил», «блин» и многие другие. Впрочем, характерными для эпохи лингвист считает всего три слова. Это «тусовка», «челноки» и «культовый».

Илья Лагутенко, «Мумий Тролль»: «В России очень много сверхкачественной музыки»

Его дочь Екатерина Кронгауз в 90-е была подростком. Только в это время, говорит она, 13-летняя девочка могла стать журналистом таких известных изданий, как «Столица», «Московские новости», «Афиша».

Илья Лагутенко, «Мумий Тролль»: «В России очень много сверхкачественной музыки»

Вот, например, как Екатерина вспоминает интервью с Земфирой, на которое она ходила вместе с основателем «Афиши» Ильей Осколковым-Ценципером. «Он (Илья Осколков-Ценципер, — прим. 66.ru) взял меня на интервью с Земфирой, которое выглядело так: Илья говорил: «Слушайте, в клипе вы какой-то урод». Она такая: «Да». И дальше были длинные вопросы, где он пытался что-то у нее спросить, а она говорила: «Да» или «Нет», — рассказывает Екатерина.

Илья Лагутенко, «Мумий Тролль»: «В России очень много сверхкачественной музыки»

Это, конечно, далеко не все спикеры фестиваля. С лекциями также выступили главный редактор издательского дома «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова, писатель Александр Архангельский, поэт Лев Рубинштейн, мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, архитектор Дмитрий Кубенский и многие-многие другие. Более подробно о них мы писали ранее.

Главным музыкальным событием стало выступление «Мумий Тролля» — группы, громко заявившей о себе в 90-х.

Илья Лагутенко, «Мумий Тролль»: «В России очень много сверхкачественной музыки»

Илья Лагутенко исполнил песни с альбома «Морская», которому недавно исполнилось 20 лет. Главный хит альбома, «Утекай», попал в список 40 песен, изменивших мир (по версии журнала Rolling Stone), а песня «Забавы» прямо намекает на реалии 90-х. Говорят, строчки «мне бы твои пули переплавить в струны», «ты меня убил» и «так вот за секунду наступает тихо» навеяны тем периодом жизни Ильи Лагутенко, когда он подрабатывал в одном из баров Владивостока, где время от времени пересекался с местным криминалом.

Незадолго до выступления на главной сцене «Острова 90-х» Илья Лагутенко ответил на несколько вопросов Портала 66.ru — о первом альбоме, запросах современной российской публики и технологичном будущем молодых музыкантов.

— На фестивале вы представили альбом «Морская», записанный 20 лет назад, но в ином звучании. Вам вообще свойственна рефлексия над собственным творчеством?
— Обычно я всегда пытаюсь сыграть так, как это было задумано однажды, и так получается, что все эти 20 лет мы пытаемся справиться, по сути, с одной и той же задачей. Так, в общем, и сейчас.

— Насколько эта задача меняется в зависимости от состава музыкантов?
— Альбом «Морская» связан с одной историей. Мои друзья детства, с которыми мы вместе придумывали, записывали эти песни, не захотели отправиться в гастрольный тур по стране — по тем или иным причинам. Просто у каждого из них было свое представление о том, чем заняться, на какие средства жить. И вот то же самое получается сейчас. Те музыканты, которые выходили на сцену в 1997 году, пересматривают свое отношение к жизни. У них меняются ценности, это вообще свойственно людям. Зато появляются другие, которые хотели бы войти в эту реку. Еще раз.

Илья Лагутенко, «Мумий Тролль»: «В России очень много сверхкачественной музыки»

— Чего, на ваш взгляд, сегодня хочет современная российская публика? Сформировался ли запрос на качественную отечественную музыку?
— У нас сейчас очень много сверхкачественной отечественной музыки! Иногда даже кажется, что уже можно чуть-чуть полегче относиться к стандартам качества и больше подумать о расширении человеческого общения. Развития взаимопроникновения локальных, региональных сцен. Я, конечно, сейчас очень сложно это сформулировал, но я уверен, что все должно происходить именно так. Во многих городах, сибирских и дальневосточных, есть своя сцена, собственное лицо. Может быть, где-то все пока находится на стадии роста, но музыканты никогда и не вырастут, если не будут общаться с публикой, не будут показывать себя за пределами своего города и страны.

— Куда ехать? В США?
— Куда угодно. Главное, что все нужно мерить современными категориями. Сейчас очень много информации. Если, например, еще 20 лет назад мы не знали, как записывать музыку, то сейчас уже везде есть все эти технологии. Осталось только превратить виртуальное в реальное.

Илья Лагутенко, «Мумий Тролль»: «В России очень много сверхкачественной музыки»

— Для своего нового гастрольного тура «Маленький человек» Земфира собрала полностью иностранный состав — все музыканты из Англии. Земфира славится своей требовательностью, можно предположить, что работа с российскими музыкантами ее просто не устроила — качеством…
— Я думаю, что дело не в качестве и не в национальности. Дело исключительно в возможности встречаться, разговаривать, учиться, думать — это то, что я пытаюсь делать уже четвертый год во Владивостоке и вижу это на примере молодых музыкантов — участников фестиваля. Мы называем фестиваль «Рок-Владивосток», V-ROX. Сначала мы начинали с наших азиатских соседей — японцев, корейцев, китайцев. Потом прибавились монголы, шведы, немцы, англичане, канадцы, сингапурцы и так далее. Сейчас участие принимают стран 20–30.

— Как фестиваль изменил Владивосток?
— Я вижу, как на эти несколько дней городские площадки превращаются в совершенно иное культурное поле, да и сам город меняется. И это не какая-то нишевая история, интересная маргинальной молодежи. Дети, бабушки, обычные прохожие, приезжие, иностранные туристы, российские туристы — все чувствуют себя вовлеченными и каждый находит там что-то для себя.

Илья Лагутенко, «Мумий Тролль»: «В России очень много сверхкачественной музыки»

— В чем сегодня главный нерв молодых музыкантов?
— Они очень быстро и лихо реагируют на новые направления. Понимают, в чем суть современного хита; знают, что сегодня востребовано, а что нет. Находят свое место как в радикальных ответвлениях, так и в том, что касается мейнстрима. Потому что все это сейчас возможно. У кого сколько остается времени на самосовершенствование и прокладывание иных путей — это уже другая история.

— Это ситуация, типичная для России?
— То, что сейчас происходит в России, в равной степени касается и Китая, и Америки. Отличия начинаются, когда речь заходит о ресурсах местного рынка. Среднестатистический молодой инди-музыкант из Екатеринбурга позавидует материальному обеспечению такого же музыканта из Китайской Народной Республики. Именно по той же причине, почему звезды Голливуда сейчас могут позавидовать первой десятке известных китайских актеров, которую вы в Екатеринбурге не знаете. Емкость местного рынка позволяет им пребывать в совершенно других условиях. И тут хотите — не обращайте на это внимания, хотите — изучайте это, хотите — вливайтесь. Всё открыто! Все пути открыты, и только от нас с вами зависит, по какому из них мы захотим идти.

Лучшие фотографии с концерта «Мумий Тролля» и фестиваля «Остров 90-х» смотрите в нашем репортаже.

Текст: Ирина Варкентин; Юлия Щепеткина для 66.ru. Видео; Константин Мельницкий; 66.RU; архив 66.ru