Журналистам Портала 66.ru удалось побывать в Государственном центре современного искусства во время монтажа масштабной выставки-исследования «Гараж». Главный вопрос, который решали авторы в этом проекте, — какие площадки или, в более широком смысле, «формы художественной организации», выбирают сегодня художники и почему. В качестве примера были взяты работы художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Краснодара, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Нижнего Тагила и других городов России за последние 15 лет. Название проекта говорит само за себя: «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2015».
![]() |
---|
Вот так, например, в Москве сообщали о ближайших заседаниях суда над Pussy Riot. |
Для удобства вся выставка поделена на части, каждая из которых посвящена тому или иному виду самоорганизации. Это и выставки в квартирах, и городские парки, и даже виртуальное пространство и сети. Авторы говорят, что этот проект по сути целое научное исследование о том, как человек берет инициативу в свои руки и начинает действовать сам или вместе с друзьями-единомышленниками без поддержки государства или галеристов. Потому что не могут иначе (один из характерных примеров — отклик художников на судебный процесс Pussy Riot).
![]() |
---|
Формы самоорганизации художников порой удивляют своими причудами. Одна из них — так называемые квартирники. |
«Здесь есть потрясающие истории, — рассказывает Елена Ищенко, научный сотрудник «Гаража», — вроде…» Елена запинается на полуслове: как выбрать что-то из 56 уникальных проектов? «Если говорить про Урал, Сергей Рожин взял чемодан и сделал в нем галерею!» — приводит пример сотрудник «Гаража». А еще на выставке есть шкаф, в котором можно посидеть на стуле и полистать PDF-книжку о галерее Светы Шуваевой. Галерея художницы расположилась… в шкафу.
![]() |
---|
Шкаф, в котором можно познакомиться с галереей художницы Светы Шуваевой. |
Главная цель выставки — заархивировать уникальный опыт российских художников. В Екатеринбург «Гараж» тоже приехал не случайно. С помощью ГЦСИ, который стал соавтором выставки, сотрудники известного музея надеются собрать информацию об уникальных инициативах уральских художников. Это, например, «ЖэБэИ Гэллери», «СКОТ», «Дом грузчика», фонд «Культурный транзит», галереи «Свитер», «Кубива»…
![]() |
---|
Галереи современных художников могут быть очень компактными. На фото — галерея «ЖэБэИ», внутри которой располагается другая галерея — «СКОТ». |
Куратор «Открытых систем», историк искусства и руководитель научного отдела Музея «Гараж» Александра Обухова уже завтра прочитает лекцию для первых зрителей выставки и подробно расскажет, к каким выводам пришли сотрудники «Гаража», работая над проектом. Мы же спросили Александру, тяжело ли музею, даже в Москве, привлекать новых посетителей — ведь не секрет, что современное искусство в России готовы принять далеко не все.
Александра Обухова, куратор «Открытых систем»:
— За последние несколько лет ситуация стала меняться к лучшему. Появилось новое поколение молодых людей, которым уже не нужно объяснять, что «Черный квадрат» и акция Павленского — это искусство. Они уже априори это знают. При этом широким круг любителей современного искусства по-прежнему назвать нельзя.
![]() |
---|
Одна из форм для представления работ, которые выбирают объединения современных художников, — это планшеты и другие цифровые носители. |
Пока что Екатеринбург — единственный город, в который приехали «Открытые системы». Не исключено, что в скором времени выставка отправится на гастроли в три других города, проявивших к ней интерес: Пермь, Краснодар и Санкт-Петербург.
Выставка проработает в ГЦСИ до 10 мая.
Текст: Юлия Щепеткина для 66.ru. Фото: Константин Мельницкий; 66.RU