Во время презентации книги на «Старом новом роке» ведущий дизайнер Первого канала рассказал историю создания известных всем поклонникам «Наутилуса» изображений, появившихся на альбомах «Чужая земля», «Титаник», «Яблокитай», и показал уникальный по своей сложности и филигранности исполнения проект для сборника кавер-версий группы, который так и не был использован. В книге рисунок публикуется впервые. Предлагаем вам прочитать рассказ Александра Коротича о том, как он придумывал оформление для альбомов двух легендарных групп Вячеслава Бутусова.
|
---|
— Как-то холодным декабрьским днем мне позвонил Вячеслав Бутусов и предложил сделать оформление для очередного альбома группы, который называется «Чужая земля». Я использовал довольно простой прием, который заключается в следующем: вы берете мелованную бумагу, капаете на нее тушь, сгибаете пополам, и у вас получается симметричная капля. Предполагалось, что в этой картинке вы должны увидеть какой-то образ. Если вы его увидели и он совпал с образом песни — то все нормально. Но если вы в этой кляксе не увидели ничего, это значит, что вы идиот и вам не нужно творчество группы «Наутилус Помпилиус» (смеется, — прим. 66.ru).
|
---|
Работая над оформлением альбома «Отбой», я впервые так тесно соприкоснулся с профилем музыканта, которого к тому времени уже знала вся страна. Тема Вячеслава Бутусова была раскрыта географически. Вы видите теплые волны звукового океана, которые омывают амфитеатр микрофона, дорожки стелются по песчаной поверхности горячего, южного Бутусова. На обороте этой пластинки был представлен зимний вариант. Занесенный снегом Слава и дорога на Север вдоль странных объектов, которые, собственно, отмечают некоторые таинственные знаки и являются отображением песен Бутусова. Мне очень приятно, что 20 лет спустя Слава взял на аватарку в «Фейсбуке» именно эту картинку.
|
---|
В книгу также вошла обложка, которой на самом деле не существует. Она публикуется впервые. Рисунок был сделан для оформления сборника кавер-версий «Наутилуса», который был записан к десятилетию группы. Такого навороченного оформления, возможно, отечественная рок-музыка на тот момент еще и не знала… Лазурная кожа, Адам и Ева. Ева кормит Адама антоновкой. Сердце плачет хрустальной слезой. Два птаха, которые обнимают роскошный наутиловский логотип. Криворогий телец над римской цифрой X. И впервые появившееся изображение раковины «Наутилуса».
Когда я все это рисовал, то еще не знал о революции в музыкальных носителях, когда маленький блестящий кружочек убил большой черный круг. Виниловых пластинок не стало. Когда всю эту роскошь, ювелирное изделие, мы уменьшили до размеров открытки, стало ясно, что она потеряла всякий смысл. И сделали другое оформление — фотографию уха, в мочке которого висела серьга с выгравированными на ней буквами N и P.
|
---|
Название для альбома «Титаник» было придумано в одном из помещений Свердловской киностудии. Время было сложное, 1993 год. Какие-то разборки между бандитами, кто-то отравился водкой «Абсолют»… А мы пытаемся придумать название для следующего альбома. И вот Илья Кормильцев меня спрашивает: «Ну, художник, что ты думаешь?» Я говорю: «Давайте назовем «Титаник»!» Он говорит: «Знаешь, нехорошо. Как вы судно назовете, так оно и поплывет». «Ерунда, — говорю я. — Давайте назовем «Титаник», потому что слово красивое, знакомое и быстро запомнится». Он говорит: «А что будем на обложке рисовать? Корабль?» Я говорю: «Не надо корабль. Давай я лучше всех утоплю». И я начал топить.
|
---|
Сначала я утопил Славу Бутусова. Вообще-то я хотел поливать его водой и фотографировать. Но в то время у него была тяжелая простуда. Пришлось только мокрым гребешком челочку расчесать. В общем, так или иначе, но Слава утонул. Также была утоплена коллекция богемских часов, два золоченых ангела, мужик без штанов, оркестр города Бремен, несколько усадебных домиков, мужчина с девушкой в маленьком черном платье. Замыкали парад утопленников поэт Кормильцев в позе ныряющего дельфина и Слава Бутусов. Ну что делать — искусство требует жертв.
«Яблокитай» — это уже конец эпохи «Наутилуса». Альбом записывался в Йоркшире без участия музыкантов группы. Единственный материал, который у меня был для оформления, — два десятка фотографий, снятых Кормильцевым на мыльницу в студии. Я сделал несколько пейзажных фотографий, закрутил их в панораму вокруг апельсина. Апельсин, как вы понимаете, это и есть «яблокитай».
|
---|
Вокруг апельсина, уже внутри оформления, я разместил всех участников процесса: Илью Кормильцева, Бориса Гребенщикова, Славу Бутусова, который изображает, что он умеет читать по-английски, звукооператора Джона Спэнса и великого британского музыканта Билла Нельсона, который записал все инструментальные партии альбома «Яблокитай».
Но тут получилась ерунда. Кормильцев прислал мне фотографию, на которой Билл Нельсон снят снизу с бас-гитарой. Выглядело это так: огромный живот Билла Нельсона, бас гитара, двойной подбородок, потом всё остальное.
|
---|
Когда Билл увидел эту фотографию в оформлении альбома, он сказал: «Я убираю свое имя, альбом не выходит». Звонит Кормильцев в ужасе: «Коротич, ты нас убил, потому что альбом не выйдет! Билл сказал, что он не подпишется под этим альбомом. Делай что хочешь!» И вот я из обрезков трех с половиной Биллов Нельсонов сделал то, что в итоге вышло в альбоме. Голова от одного Билла Нельсона, руки с гитарой — от второго, мятый живот — от третьего. Он посмотрел и сказал: «Ладно, давайте»…
|
---|
Последняя история — про оформление сингла «Ударная любовь» группы «Ю-Питер». В песне есть такие строчки: «Но неужели этот еле-еле видный// Таинственный узор// На твоем невинном теле// Словно теле- и видеообзор». Я храню много фотографий, среди которых нашел одну, которая по текстуре очень напомнила мне поверхность планеты.
|
---|
Позже оказалось, что это было увеличенное изображение моего живота, на котором отпечатались наушники: я заснул, когда мы с женой отдыхали на пляже, и она меня сфотографировала. Вот я и подумал, что этот «еле-еле видимый узор» на «моем невинном теле» — это то, что нужно.
Фото: nautilus.ru; u-piter.kroogi.com; 66.RU