В фотографическом музее «Дом Метенкова» открылась выставка от журнала Vogue. На этот раз героями фотографий стали не фотомодели или лица VIP, а балетные танцоры. Вы увидите 120 фоторабот, вдохновленных танцем. Снимки были сделаны в разное время великими фотографами — от родоначальника модной фотографии барона Адольфа де Мейера до Ричарда Аведона, Хельмута Ньютона и Патрика Демаршелье. Как отметила редактор русского Vogue Виктория Давыдова, самым главным романом прошлого века стал роман балета и модной фотографии. Примы-балерины становились законодателями светской моды, а дизайнеры искали вдохновение у великих хореографов. В результате выставка — не просто экспозиция, созданная из изумительных фотографий. Это целая эпоха.
| Есть и концептуальные работы, сравнивающие современную глянцевую «модель девушки» из журнала с живыми, пластичными телами настоящих танцовщиц. |
Стоит потратить несколько минут на пояснительные карточки к фотографиям. Даже не будучи узкоспециализированным балетным экспертом, несложно разглядеть за снимками истории жизни, славы, взлетов и падений.
| Это ноги Сильви Гиллем, выточенные тренерами национальной сборной Франции по художественной гимнастике. Эти ноги не знали себе равных в 1990-х. Их хозяйку называли киборгом, а в интернете появлялись ролики с интригующим названием «Сенсация! Сильви все-таки человек» — в ролике танцовщица слегка запиналась. |
А вот и 1963 год — трагичная история Аллегры Кент и гения Джорджа Баланчина. Выходец из России, он делал гениальные постановки на музыку Стравинского. Линкольн Керстайн, гомосексуалист и основатель NY City Ballet, влюбился в Баланчина и увез Джорджа, убежденного гетеросексуала, в США. На Манхэттене началось их совместное создание балетной империи и гомосексуальной тусовки. Мальчиков брали прямо с улицы и выращивали из них знаменитых балетных танцоров, фотографов и артистов. Баланчин же любил балерин. Когда в труппе появилась новенькая — Аллегра, он уже был глубоко и безнадежно женат, но любимице прощал все. Специально для нее написал «Сомнамбулу», где женщина доверчиво ступает туда, куда ведет ее мужчина, и другой балет — «Агон», где женщина сжимает мужчину, как питон.
| Аллегра (на фото) вышла замуж и родила четверых детей. Этого он ей никогда не простил — больше он не поставил для нее ничего. |
А вот и сам Баланчин. Несмотря на непритязательную внешность лучшие женские танцы XX века сочинил именно он. По вечерам бог женской хореографии любил смотреть глупые вестерны.
| Джордж Баланчин (фото 1977 г.) мог превратить обычную девочку в богиню театрального Манхэттена. |
Балетные истории — истории тщеславия. Знаменитая Наталья Макарова в Кировском театре была объектом балетных шуток. Говорили, что в молодости она уснула с перекисью на волосах, а когда проснулась, было уже поздно.
| Шутки не помешали Макаровой получить американское гражданство и миллионное состояние. |
На протяжении всей истории быть танцовщицей из России практически всегда означало иметь успех. Англичанки меняли фамилии, чтобы имена смотрелись более русскими. Но главное, история балета — это история любви. Женщины — к мужчине, мужчины — к женщине и, конечно, мужчины — к мужчине.
| Есть в коллекции и экспрессивные снимки профессионального фотографа-фетишиста (Жанлу Сьефф, 1972), намекающие на то, что балет — абсолютно фетишистское искусство. |
Не редкость в балете и любовь к самому себе. Особенно выделяется Серж Лифарь (1930 год). Наиболее ярко писал он о себе сам — в автобиографии. Он был очарован собой и своим прекрасным, атлетичным телом. В Париже он поставил балет «Икар», но его путь считали, скорее, путем Нарцисса.
| Нарциссизм — профессиональная болезнь танцовщиков-премьеров, но Лифарю прощали все. Именно он преобразил французский балет, сделав его более современным. |
Выдающийся современный фотограф Энни Лейбовиц однажды сказала: «Танец почти невозможно снимать, потому что он рожден из воздуха и исчезает в нем». И тем не менее мастера фотографии доказали, что могут и воздух поймать в объектив своей камеры.
В грядущие выходные в Екатеринбург приезжает Большой театр — выставка «Dance in Vogue» — неплохой способ продолжить балетную тему. Отметим, экспозиция будет открыта до 31 марта на Карла Либкнехта, 36.