Из начала XXI века спутники с бриллиантовой огранкой и подводные штаб-квартиры злодеев в форме осьминога выглядят, мягко говоря, наивно. А если честно, то просто по-идиотски. Это понимали и создатели сериала об агенте 007.
Потому при перезапуске франшизы в середине нулевых ставка была сделана на концепцию какого-то нео-реализма, талантливо заданную в Голливуде Кристофером Ноланом. И им же талантливо доведенной до апогея в третьем «Темном рыцаре». До апогея идею развенчания супергероя к третьей серии довели и создатели нового Бонда.
Нолан, а за ним и создатели других супергеройских саг, низвели сверхчеловека до уровня человека обычного. Хомо сапиенса. Показали, что нервы могут быть ни к черту, моральные устои — шаткими, а плоть — бренной. Брюс Уэйн у Нолана начинал рефлексировать и страдать. А Бонд перестал быть ходячим рекламным баннером.
У него обнаружились мысли, чувства. Оказалось, что агент 007 может любить и ненавидеть. Оказалось, что его душа может опустошаться, он может устраивать форменные истерики, нарушать приказы, гневаться и, самое главное, ошибаться. К третьему фильму развенчание супергероя достигло кульминации. Оказалось, что Бонд умеет не просто чувствовать. У него могут дрожать руки от пьянства, он не может отжать 170 от груди и сдать чисто школьный норматив на турнике. Он может морально ломаться и — о ужас! — плакать.
Хороша или плоха такая дегероизация героя? Это как посмотреть. С точки зрения канона жанра и концепции сериала, это ужасно. Нигилизм режиссера доходит в «Координатах «Скайфол» до того, что Бонд за весь фильм даже ни разу не садится за руль 12-цилиндрового ревущего суперкара! А максимум, на который можно рассчитывать, — банальный до зевоты Jaguar XJ, который можно купить в любом магазине. Есть еще винтажный «Астон», но сугубо как реверанс истории сериала и маленькое «пасхальное яйцо» для фанатов.
А ведь не за это любили Бонда. Во времена оные каждая новая серия была зарисовкой о дольче вите в экзотических странах со знойными красотками в обнимку. Потом, правда, дольче вита скатилась в беспробудный продакт-плейсмент и рекламный коллаж Brioni, BMW, Martini, Smirnoff, Hewlett-Packard, Ford Motor Company иже с ними. Все эти каноны прошлого порушены, а апологетов с фанатами серии это может напугать и отвратить от фильма. А нормальных людей — наоборот, привлечь.
Человечный Бонд понятнее зрителю. Его похмельная усталость и демотивирующая апатия должна быть хорошо знакома мало-мальски зрелому мужчине. И определенная пресыщенность женщинами тоже, наверное.
В беспорядочные половые связи в гамаке новый Бонд в последних фильмах и вправду как-то редко встревает. И если в случае с Ольгой Куриленко в «Кванте милосердия» я еще мог его понять (столько и правда не выпить), то теперь — уже с трудом.
Хотя такой отход от привычной половой распущенности вполне убирается в рамки концепта реалистичного 007. И конфликт, который стоит в центре сюжета.
Никаких мировых заговоров против белых людей в демократических странах. Никаких планов по завоеванию стран третьего мира. Конфликт «Скайфола» низведен до уровня узколичных обид помятого жизнью психопата. И так действительно неплохо: банановые республики и их диктаторы не всем интересны. А душевные травмы преданного гения и его месть ненавистной начальнице — наверное, много кому.
Создатели «Скайфола» вместо двух часов рекламы люксовых брендов рассказывают зрителю историю. Местами монотонную, местами заунывную, местами истеричную. Но до конца — интересную. Да, не все диалоги удались, не все актеры глубоко вошли в роль. Более чем достойно справились со своей задачей только трио Крейг-Денч-Бардем.
Последний так вообще гениален весь. Неспроста я так настойчиво провожу аналогию с нолановскими «Бэтменами». Как и в случае с «Темным рыцарем», злодей переигрывает главного героя по всем фронтам. Персонаж Бардема до крайности гениален, последователен и непримирим в своей ненависти. Планка самого колоритного негодяя современности после Джокера-Леджера если и не взята, то самую малость.
Не отстает и Джуди Денч-«М», роль которой доведена до логического завершения. Эта одна из самых незамеченных, наверное, линий последней трилогии про Бонда: агент 007 (сирота) и строгая, по-своему заботливая «мать». Лабиринт их отношений в прошлых двух фильмах был второплановым, но крайне тщательно выписанным и психологически точным. В «Скайфоле» поставлена жирная точка. К сожалению.
К несчастью, остальной актерский состав к этой троице по качеству, накалу, аутентичности воплощения даже близко не подобрался. Но следить за треугольником Бонд-«М»-Сильва от этого не менее интересно. Играющие их актеры настолько живы и непосредственны в своих образах, что на мелкие огрехи сценария и неравномерность подаваемого действа даже как-то не обращаешь внимания.
Да, малость подзатянуто; да, экшена для сериала про агента МИ-6 маловато; да, сам экшен без огонька. Потому что, повторюсь, создатели этого Бонда в первую очередь рассказывают историю, рисуют положения и показывают людей в агентах и преступниках. И уже как приправу к основному блюду подают незначительные куски погонь и перестрелок.
К слову про последние. После «Кванта милосердия» операторов-эпилептиков, к счастью, уволили, поэтому теперь камеры не трясутся как припадочные, а показывают происходящее. Опять же, снято без каких-то затей. Но хотя бы голова от происходящего не кружится.
«Координаты «Скайфолл» затягивают другим: образами, диалогами, перипетиями, психологической зыбкостью и моральной шаткостью происходящего в мире и в человеке.
Оттого и фильм в целом заслуживает, как минимум, пристального внимания. В идеале — неоднократного.
Я вот сейчас прошу расшифровать эту фразу.
Это значит, что Куриленко какая-то не такая, или наоборот, с ней все ок?